Транспортная тема в Воронеже стала модной. И это понятно. Декабрьские пробки сгущаются, близится срок появления платных стоянок, обсуждаются проекты новых дорог и внедрения безналичной оплаты. Но, как всякий «модный разговор», он порой грешит субъективностью и неточностью.
Недавно представители общественного движения «Город и транспорт» разместили в Интернете петицию с требованием разработать «конкретный план реформирования общественного транспорта». Петиция появилась на следующий день после резонансной планерки у мэра Александра Гусева, на которой тот раскритиковал работу городского управления транспорта, главным образом – за нечеткое планирование работы по внедрению безналичной оплаты проезда в частных маршрутках.
Это наводило на мысль, что общественники не прочь разогреть тему и немного попиариться на ней.
Может, мы и не правы, но еще через пару-тройку дней в популярном воронежском сетевом СМИ появляется материал, в котором группа активистов попыталась проанализировать проекты в сфере общественного транспорта – и все до единого признали безуспешными. Провалы, разумеется, произошли по вине мэрии. К сожалению, аналитика строилась чаще всего на неверных или устаревших цифрах и весьма косвенных фактах. По этому поводу городское управление транспорта даже прислало в редакцию большой список «поправок» к тексту.
Мы попытаемся воспроизвести, не усугубляя недоразумения собственными комментариями.
Маршруты в штуках и километрах
Итак, текст: «В 2013 году московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта разработал схему оптимизации маршрутов общественного транспорта. Согласно схеме, в городе должно было остаться 125 маршрутов, включая 108 автобусных, семь троллейбусных и 10 «народных».
Спустя четыре года маршрутная сеть Воронежа так и осталась «стихийной», с множеством маршрутов, дублирующих друг друга в центре города, и дефицитом транспорта на окраинах. За план развития из городского бюджета заплатили 30 млн рублей. Дальше произошло следующее: документы просто положили на полку без малейшей попытки реализации..."
Поправка: «До 2013 года в городе существовало 146 автобусных и пять троллейбусных маршрутов. Первоначальные рекомендации предполагали оставить 80 – сократив в первую очередь невыгодные социальные маршруты. Но после того, как проект оптимизации был выложен в Интернет для всенародного обсуждения, граждане проявили бурную активность и «отвоевали» привычные длинные беспересадочные маршруты.
Но даже в компромиссном виде новая сеть имеет параметры, более близкие к оптимальным: 101 автобусный и четыре троллейбусных маршрута. Ушли «народные» – но они никогда и не были в компетенции городской власти. В целом рекомендации ученых выполнены. И город заплатил за документ ровно вдвое меньше указанного в тексте».
Значение размера
Текст: «При этом на улицах работают преимущественно автобусы среднего и малого класса, неэффективные для перевозки пассажиров. По данным на конец 2017 года, горожан обслуживает 541 автобус малой вместимости, 854 – средней и только 274 автобуса большой вместимости»
Поправка: «604 автобуса малой вместимости, 873 – средней, 279 автобусов большой вместимости. При этом в 2013-м было всего 200 «большегрузов» и 4167 автобусов «особо малого класса» – желтых «ГАЗелей», менее вместительных и удобных, чем сегодняшние «Форды».
Обновление со сбоем
Текст: «Договоры на обслуживание маршрутов, заключенные в 2015 году, предусматривали, с одной стороны, обязательство перевозчиков полностью заменить весь подвижной состав на новый к 2019 году, а с другой – ежегодный рост тарифов на проезд не менее чем на 12% (то есть на 2 рубля). Уже к апрелю 2017 года автопарк перевозчиков должен был обновиться наполовину. Но соглашение не выполнялось обеими сторонами: перевозчики выполнили «норматив» только в особо малом классе, а мэрия не повысила в 2016 году стоимость проезда».
Поправка: «Да, в 2016-м отстали от плана, но мэрия не устанавливает новые тарифы на проезд – это прерогатива региональной тарифной комиссии. Сегодня ситуация выправляется».
Выделенка не ускоряет движения
Текст: «По мнению общественности, необходимо выделение полос для общественного транспорта».
Поправка: «Ранее управлением транспорта была разработана схема организации дорожного движения, предусматривающая введение выделенных полос для общественного транспорта на Московском проспекте – ул. Плехановской. По результатам моделирования были получены значения средней скорости и времени движения маршрутного транспорта в утренний и вечерний пиковые периоды. Результаты моделирования показывают, что введение выделенной полосы:
– в утренний пиковый период на улице Плехановской приводит к увеличению загрузки на полосу движения в направлении центра на 12% и, следовательно, уменьшению средней скорости движения на 8%. На участке Московского проспекта из-за увеличения загрузки на полосу движения по направлению центра на 28% средняя скорость движения уменьшается на 18%;
– в вечерний пиковый период предлагаемое мероприятие по улице Плехановской приводит к росту загрузки на полосу движения "от центра" на 14% и, как следствие, уменьшению средней скорости на 9%. На участке Московского проспекта рост загрузки на 32%, снижение скорости – 17%. Также наблюдается увеличение длин очередей перед перекрестками со светофорным регулированием;
– время проезда общественного транспорта по данному участку улично-дорожной сети повышается незначительно, следовательно, не улучшает качества транспортного обслуживания населения общественным транспортом.
В настоящее время ввод выделенных полос общественного транспорта нецелесообразен как на улице Плехановской, так и на рассматриваемом участке Московский проспекта..."
Пробка против «Волны»
Текст: «Не вполне оправдала себя в городе и автоматическая система светофорного регулирования «зелёная волна», работающая на крупных магистралях. Смысл в ее работе есть только при пустых дорогах. В этом случае она позволяет автомобилистам существенно экономить время, а не впустую простаивать перед светофорами. На заполненных в час пик дорогах система просто не справляется».
Поправка: «В час пик с пробками не справляется ничто. Более того, любое улучшение дорог стимулирует дополнительный трафик и усугубляет проблему». Ослабить ее можно только комплексными мерами: строительством многоуровневых развязок, организацией платных стоянок, внедрением системы «умных светофоров и т. п. Все это сейчас делается в Воронеже.