Завершившаяся на днях воронежская «Джазовая провинция» – лишнее свидетельство того, что не все в этом мире меняется. Фестиваль был и остается определенной «маркой качества»: слушатели давно поняли, что «провинциалы» их не подведут. Все, что предлагается публике под вывеской фестиваля – как минимум, достойно и добротно.
Наши в городе
«Провинция» постоянно развивается; теперь это уже не просто серия концертов, но и выставки, мастер-классы, лекции. Так, организаторы показали работы живописца Александра Ворошилина, многие полотна которого посвящены музыке. Представили фотовыставку известного столичного джазового фотографа Александра Забрина. А главный редактор столичного журнала «Джаз. Ру» Кирилл Мошков прочитал лекцию об истории советского и российского джаза (о ней «Берег» расскажет в следующем номере). Кстати, Мошков уже традиционно стал ведущим фестиваля: предварял все выступления интересными комментариями.
Музыкальная же часть мероприятия стартовала 31 октября: на публику вышли учащиеся джазового отделения Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей и «резиденты» знаменитой студии Игоря Файнбойма. 1 ноября меломанам представили первых участников «основной программы» – известных воронежских музыкантов Ярослава Борисова, Ивана Сухарева и Александра Битюцких, презентовавших свой новый проект «Абстрактор».
Нельзя сказать, что попыток совместить звуковую культуру русского мелоса с современным музыкальным языком до них не предпринимали. Но то, что сделал «Абстрактор», отличается от большинства подобных экспериментов удивительной целостностью и внятностью результата. Получился действительно интересный гармонический спектр (вполне – при том – понятный неподготовленному слушателю). В некоторых треках влияние эстетики Ярослава и Александра, правда, было очень явным. Нет-нет, да и вплетались в музыкальную ткань мелодические фрагменты, отсылающие к их известным проектам – «Happy 55» и «Другому делу».
Острое блюдо
Швейцарцы «Bloom effect», закрывавшие тот фестивальный день, проиллюстрировали тезис о том, что почти каждый уголок Европы имеет свое «джазовое лицо». И если характерные черты польского, немецкого, французского джаза мы представляем себе неплохо, то особенности «швейцарской школы» известны широкому кругу меломанов не вполне. А зрители-слушатели, пришедшие на «Bloom effect», смогли эти «фишки» понять и прочувствовать – оценить джазовый язык, помноженный на сдержанность и сбалансированность. Впридачу с заметным невооруженным глазом почтением к традициям.
Историческим событием смело можно назвать первое «явление народу» биг-бэнда Воронежской государственной филармонии. Выступление вышло весьма добротным, но в то же время демонстрирующим, что биг-бэнду есть куда расти. Много традиционных ходов, проверенных рецептов и очевидных решений. Из особенностей – совершенно роскошная гитара, временами добавлявшая музыкальному полотну неслабую долю свободы и яркости. Стало быть, надежда на то, что коллектив со временем зазвучит еще интереснее, есть. А вот участие певицы Карины Кожевниковой, «подпевшей» биг-бэнду в некоторых вещах, увы, особенностью назвать сложно: пение как пение.
Норвежский саксофонист Хокон Корнстад запомнился воронежской публике еще несколько лет назад. Тогда его выступление на «Провинции» стало одним из мощнейших фестивальных событий. Впрочем, сейчас – тоже. Потому что всегда трудно пройти мимо того, кто создает нечто действительно уникальное, сугубо авторское. И при том – талантливое. Что он делает на сцене? Играет на саксофоне некий музыкальный фрагмент, который тут же, в режиме реального времени, записывает loop-станция. А записав, мгновенно его воспроизводит. И Хокон развивает гармоническую тему уже на основе звучащего из динамика свежезаписанного куска. То есть, играет поверх себя же. А потом прекращает играть и начинает петь оперным голосом! Удивительной остроты аудиоблюдо…
Гений – это шок
Далекие от джазовых стандартов интонации «сделали» выступление «Dida Pellet Trio». Винтажная электрогитара, хрупкая, играющая по-женски аккуратно и где-то даже застенчиво фронтвумен, и бытовые зарисовки, периодически принимающие формы то блюза, то мелодекламаций. Музыка сколь уютная, столь и далекая от обязательности, как будто бы спонтанная. В России, невзирая на наличие в составе группы контрабасиста и барабанщика, назвали бы это бард-роком или хипстерской волной. Но вообще-то все и сложнее, и проще одновременно.
Выступление пианиста Олега Аккуратова стало, пожалуй, настоящим откровением для гостей фестиваля. И дело совсем не в том, что музыкант с детства ничего не видит. А в том, что временами в это не верилось – ну ни в какую! Олег владеет инструментом так, как будто он же его и изобрел. Экспрессия, выразительность, игра с громкостью, работа с педалями, смягчение переходов между разными темами в рамках одной пьесы – далеко не полный перечень приемов, которые Аккуратов использовал просто-таки играючи. Но этого парню показалось мало – и он запел. Глубоко, проникновенно, не уходя при том в «заумь». Наоборот – он сразу принялся сбивать пафос, демонстрируя отменное чувство юмора. А в финале дал такого хип-хопа, что его флоу позавидовал бы, наверное, любой рэпер-афроамериканец… Да, гений – это всегда шок, фурор. И ведь внешне – ничего эпатажного.
Ярких коллективов, замечательных выступлений и интересных событий, пришедшихся на первые ноябрьские дни, оказалось – хоть отбавляй. Остается надеяться, что «отбавлять» никто ничего не станет, и следующая «Провинция» окажется, по крайней мере, не менее содержательной.
Фото Анастасии ПОЗДНЯКОВОЙ
Справка
Фестиваль «Джазовая провинция» основан курским пианистом и композитором Леонидом Винцкевичем в 1996 году. Фестиваль имеет передвижной характер и проходит практически одновременно в нескольких российских городах. В этом году в «Джазовой провинции» задействованы более ста музыкантов.
Тем временем
Финальный концерт «Джазовой провинции-2016» в Воронеже, проходивший в зале Event-Hall, омрачился «шуткой» тринадцатилетнего подростка. Тот позвонил и сообщил: cити-парк «Град» заминирован. Посетителей торгово-развлекательного центра эвакуировали, концерт, соответственно, пришлось прервать. В итоге хэдлайнерам фестиваля так и не удалось выступить. Продюсер воронежской «Джазовой провинции» Александр Лукинов позже подчеркнул, что все случившееся – досадное стечение обстоятельств, никакой политической или иной подоплеки в этом нет. «Град» уже неоднократно становился жертвой телефонных «лже-минеров», в этот раз по касательной зацепило и наш фестиваль», – отметил Александр.