Программа перевода городского транспорта на безналичную оплату реализуется не без сбоев, но в целом ее сроки выдерживаются. По расчетам городского управления транспорта, оплачивать своей проезд картой до конца 2018 года будут 10%, а к началу 2021-го – 50% воронежских пассажиров. Об основных этапах «транспортной электронизации» рассказал на планерке в мэрии в понедельник, 18 июня, и. о. руководителя муниципального ведомства Сергей Латынин.
На первом этапе был выявлен исполнитель «муниципального сектора» программы. В ходе нешуточных по азарту торгов процент, взимаемый банком за оказание услуг эквайринга, был снижен с 2,5 до 1,49%, что составляет 25 коп. с одной транзакции, напомнил Сергей Латынин.
Впрочем, недавнее тестирование системы от победителя – Сбербанка – выявило немало проблемных моментов, в том числе технические сбои при оплате картами МИР и полный отказ принимать Maestro, а также ненадежность системы электропитания терминалов.
Но эти вопросы оказались разрешимы в рабочем порядке. В настоящее время, заверил докладчик, сделана прошивка терминального оборудования, позволяющая производить оплату картами платежной системы МИР, устраняются проблемы, связанные с электропитанием терминалов.
– И карты Maestro тоже уже принимаются! – заверил Латынин.
Следующим этапом реализации проекта станет внедрение системы безналичной оплаты проезда на всем транспорте частных перевозчиков.
Здесь уже торги не требуются, но пришлось провести серию консультаций с транспортниками и финансистами. В итоге между частными перевозчиками и АО "Газпромбанк" были заключены договоры на оказание услуг эквайринга. Процент, взимаемый банком, здесь чуть больше – 2,3%, или 39 коп. с каждой транзакции.
Но в «частном секторе» и риски, и вложения – больше. Так, для лучшей вандалозащищенности пришлось заказать разработку и изготовление специальных креплений терминалов. Это, к слову, несколько выбило из графика реализаторов программы. Тем не менее, как рассказал Сергей Латынин, к сегодняшнему дню полностью оборудовано терминальным оборудованием 57 единиц транспорта ООО ТК «Автолайн», еще более 250 терминалов подготовлено к установке.
Всего в соответствии с дорожной картой до 1 августа 2018 года терминальным оборудованием оснастят 1500 единиц транспорта.
Сергей Латынин заглянул и в чуть более отдаленное будущее:
– Следующим шагом должно стать создание полноценного оператора автоматизированной системы оплаты проезда, который разработает транспортные оплаты, займется внедрением «умных остановок» и диспетчеризацией маршрутного движения.
По словам Сергея Латынина, создание компании-оператора позволит повысить прозрачность пассажирских перевозок, учитывать пассажиропотоки и устанавливать адекватную стоимость маршрутов на аукционах.