2025-12-05

Душа его чиста: о жизни и творчестве Вячеслава Дёгтева

Душа его чиста: о жизни и творчестве Вячеслава Дёгтева
В этом году 10 августа талантливому воронежскому писателю Вячеславу Дёгтеву исполнилось бы 66 лет. По мнению многих известных российских и воронежских писателей и поэтов, он, без сомнения, вошел в историю русской литературы конца ХХ – начала ХХI века и уже при жизни стал узнаваемым лицом Воронежского края.

Надеюсь, что данный очерк послужит сохранению памяти о Вячеславе, с которым нас связывала многолетняя дружба, и пропаганде его творчества.

Энергетика поражала

Последний раз мы виделись с ним 17 сентября 2004 года, на моем 50-летии. Вячеслав пришел с опозданием. Вручил свои книги, вышедшие недавно. В очередной раз пригласил в гости на свой фирменный плов.

Открытое русское улыбающееся лицо с небольшой бородкой-подковой и жесткими, воинственно торчащими усами. Густые волосы не закрывали высокого лба; серые глаза искрились, отражая его хорошее настроение, и будто бы заглядывали к тебе в душу…

Через семь месяцев, прощаясь с ним в Доме офицеров, не узнал его. В дорогом гробу лежал незнакомый мне человек: желтый, худой, с заострившимся носом. Будто перед смертью он долго и безнадежно болел. Но Вячеслав себя берег. Бросил курить, выпивал крайне редко и умеренно, вел здоровый образ жизни.

Познакомились мы с ним в начале 1992-го. Ему шел 33-й год. Он принес свои произведения в редакцию газеты «Левый берег». 30 марта в ней был впервые опубликован его рассказ «Слепцы и поводыри».

Спустя год Вячеслав перешел на другую работу. Но наше общение продолжалось. И каждый раз меня поражала его энергетика! Поток сознания был бурным, темперамент буквально захлестывал его. Глаза горели.

Человек с «полосатым характером»

Хорошо помню встречу с ним на презентации его книги «Крест» в переполненном зале Дома офицеров. Он рассказал о себе, своем творчестве, выслушал пожелания и критику своих почитателей и оппонентов. Бросились в глаза произошедшие в нем перемены. Вячеслав стал степеннее – говорил спокойно, с каким-то внутренним достоинством. По одежде было видно, что к нему наконец-то пришло благополучие. Но все равно «за скулой» у него ничего не задерживалось. На несправедливую или формальную критику отвечал резко и едко. Характер прорывался.

Об одном из своих героев, а по сути о себе, Дёгтев отозвался как о человеке с «полосатым характером». Если кратко сформулировать его личностные качества, они, на мой взгляд, как у большинства талантливых людей, сложны и противоречивы. И так же полосаты, как тельняшка, в которой Вячеслав иной раз любил щеголять. Его противоречия проявлялись резко и зримо. Он был свободен в выражении своих чувств и нетерпим к чужому мнению. Являлся горячим патриотом и ярым индивидуалистом одновременно. Прямолинейный, бескомпромиссный, взрывной до нелицеприятия и в то же время обескураживающе искренний – душа нараспашку. И, по большому счету, справедлив! Почитал веру предков, носил крестик, посещал Покровский собор, ставил свечи, часто вставлял в свои произведения молитвы, не будучи при этом глубоко верующим человеком, как и многие из нас, выросшие при «развитом социализме».

Но его поступки порой резко противоречили христианской морали. Сентиментальность и добросердечность улетучивались, когда что-то было не по его или мешало достижению поставленных им целей. Он становился жестким, а то и жестоким даже к своим учителям (рассказы «Наш сад», «Козлы», «Манифест нового поколения» и др). Вячеслав был одинок и не всегда счастлив! Но внешне никогда этого не проявлял. Спасали любовь, творчество и постепенно приходящие признание, слава, достаток.

Вячеслав всю свою жизнь познавал себя. Был откровенно честен и перед собой, и перед миром, не заботясь о том, что о нем подумают или скажут.

Горний свет

Все произведения Дёгтева условно можно разделить на два больших пласта. И не столько по отображаемому времени (в рассказах могло быть и несколько временных исторических периодов), тематике, сколько по изображаемым им героям и его отношениям к ним. Первый из них, продолжавшийся без малого двадцать лет, завершается выходом в 1993 году в свет книги «Викинг». Раздел «Тепло давних лет» – это одухотворенные, чистые по тональности воспоминания о детстве и юности писателя.

Второй раздел книги «Утоли моя печали» – светлые и вместе с тем окрашенные неподдельной грустью переживания влюбленного героя: «Я никого не смогу полюбить, не причиняя ему боли».

В разделе «Жертва вечерняя» – рассказы-размышления о творческом кредо писателя: «Удивляюсь, как у вас ловко так получается: и совесть чиста, и жизнь добропорядочна, и собой довольны, и даже с Богом у вас ладушки… Но только помни: с таким состоянием души никогда ничего стоящего не создашь. За все настоящее по-настоящему и платить надо: кровью, здоровьем, судьбой. Даже не платить – жертвовать…»

В последнем разделе этой по сути первой солидной книги Дёгтева собраны повествования о человеческих судьбах. Рассказы «Крест», «Когда зацветет вишня» изображают не близких автору героев, а выражают его идеи, философское осмысление жизни.

Высшим достижением, как бы подводящим итоги первого периода, на мой взгляд, является небольшое по объему и свободное по композиции произведение Вячеслава Дёгтева «Аустерлиц», впервые опубликованное во втором объемном сборнике его рассказов «Копье летящее» (1996). «Чужую боль невозможно понять, не испытав боль самому – давно известно; так же, как трудно осмыслить большое и важное, не отстраняясь от него. Впервые русским я почувствовал себя лишь на чужбине…» – так начинается это эссе. Для меня оно как «песнь песней», проникающая в каждую клетку души. Именно такие произведения рождают в человеке чувства сопричастности к своей исконной земле и неразрывности со своим великим народом. Именно такие произведения и воспитывают настоящих патриотов!

Русский Джек Лондон

Второй период в творчестве Дёгтева можно условно назвать беллетристикой, нисколько не принижая значение этого слова. И в этом периоде им созданы талантливые рассказы. Они разные по тематике, сюжетному напряжению. Но в них уже рисуются не столько душевные переживания героя, сколько спрессованные события в лихо закрученной фабуле. Автор «заточен» на реализацию своей идеи. Думаю, что к этому его толкали обиды на происходящую в стране несправедливость, разрушение идеалов, поругание веры предков, бездуховность.

Дёгтеву льстило определение, данное кем-то из критиков, – «русский Джек Лондон». Он постоянно вставлял его в предисловия к своим книгам. Пружинистый сюжет, необычность ситуаций, исключительность героев, свободных духом и твердых верой в справедливость своих идеалов и непоколебимых в борьбе за них. Вячеслав Дёгтев, как и Джек Лондон, давал возможность человеку проверить себя в борьбе за жизнь.

Уверен, наши потомки по достоинству оценят Вячеслава Дёгтева как талантливого русского писателя, творчеством которого будут гордиться.

Анатолий ХАБАРОВ

СПРАВКА «Горкома36»

Дёгтев Вячеслав Иванович (10.08.1959, хутор Карасилов (Новая жизнь) Репьевского р-на Воронежской обл. – 16.04.2005, Воронеж) – прозаик.

Писателем создано 170 произведений. При жизни было издано тринадцать книг. Некоторые рассказы включены в школьные учебники.

Произведения Дёгтева переведены на чешский, итальянский, китайский, немецкий, английский и французский языки.