В среду, 6 июня, в день рождения Пушкина, стартует очередной Платоновский фестиваль. Одна из самых роскошных затей Платоновфеста – парад театров – подверглась неожиданной регламентации: акцию решено посвятить Пушкину.
Не очень ясно, зачем это понадобилось (все-таки уличный парад тем и хорош, что каждый свободен в творчестве), но фигура Пушкина такова, что вопросов как будто не должно возникать. Никто же не может быть против «нашего всего». В конце концов, Пушкин широк необъятно, его хватит на все жанры искусства, да еще и останется.
Однако организаторы парада сузили его концепцию до некой «метафизической дуэли между Пушкиным-Творцом и Пушкиным-Человеком», когда зрители «становятся секундантами – свидетелями непрекращающейся дуэли между Художником и Личностью».
Такой подход, на мой вкус, не соответствует истине. Пушкин, кажется, единственный цельный русский писатель. Ему не нужно было выдавливать из себя по капле раба, разрываться между игроманией и постижением болезненных особенностей русской души или, забыв о графском титуле, вставать к сохе. Конечно, он страдал, но не от раздвоения. С одинаковой степенью искренности в один день он писал «Клеветникам России», а в другой – «Черт меня догадал родиться в России с душою и талантом».
И дуэль его была совсем не метафизическая.