2024-03-29

ДТП на обочине: правила оформления аварий могут пересмотреть

ДТП на обочине: правила оформления аварий могут  пересмотреть
Воронеж не миновала общероссийская тенденция этого года – рост числа аварий со стоящими автомобилями. Несколько резонансных случаев произошло чуть ли не подряд, что заставило привлечь внимание к проблеме. В итоге правительство поручило МВД поменять правила оформления ДТП. Пока есть один путь решения проблемы – заставить шоферов оформлять ДТП на обочине, но у этого, казалось бы, логичного решения есть свои противники.

Воронеж не миновала общероссийская тенденция этого года – рост числа аварий со стоящими автомобилями. Несколько резонансных случаев произошло чуть ли не подряд, что заставило привлечь внимание к проблеме. В итоге правительство поручило МВД поменять правила оформления ДТП. Пока есть один путь решения проблемы – заставить шоферов оформлять ДТП на обочине, но у этого, казалось бы, логичного решения есть свои противники.

КамАЗ-«примиряльщик»

Статистики именно по Воронежу нет, но в Москве данные страшные: с начала года количество наездов на машины, участвующие в оформлении других ДТП, увеличилось на 24%. В этом вопросе пугает даже не количество, а «качество» таких инцидентов. Когда машина на полной скорости врезается в стоящие на дороге автомобили, а рядом находятся люди, то избежать травм и летальных исходов сложно. И их действительно много в подобных ДТП.

Эксперты уверены: стоять на дороге после аварии небезопасно. Но нынешние ПДД в случае аварии предписывают не передвигать автомобили, пока все юридические нюансы не будут разрешены. В противном случае можно лишиться водительского удостоверения за оставление места ДТП. Подстраховка в виде обязательства установить на дороге предупреждающий знак не работает – в плотном потоке эти знаки почти сразу попадают под колеса других машин, да и нормативы по дальности их установки не позволяют полностью обезо­пасить остановившихся на дороге.

Несколько лет назад в ПДД появилась оговорка, что если участники ДТП блокируют движение, то они обязаны освободить проезжую часть, а оформлением аварии заниматься в другом месте, но формулировка эта очень абстрактная. на любой дороге хотя бы с двумя полосами движение, можно сказать, не блокируется, значит, разрешено оформлять аварию по старинке – с многочасовым ожиданием сотрудников ДПС прямо на дороге.

«Разбирательство, кто кому поцарапал бампер в полосе движения на скоростной дороге, слишком часто заканчивается тем, что спорщиков «примиряет» условный КамАЗ», – отлично написал в своем фейсбуке замруководителя Центра организации дорожного движения Александр Евсин.

Конкретных поправок еще нет, но их дух и примерное содержание уже понятны сейчас: обязать водителей покидать проезжую часть после совершения ДТП и юридические вопросы решать уже на обочине. За нарушение – штрафовать.

В самом МВД, кстати, серьезной проблемы в подобных авариях не видят и от других ДТП в особый разряд не выделяют. Например, если водителя, оформляющего на дороге происшествие, собьет другой участник движения, то это будет считаться наездом на пешехода и фигурировать уже в другом разделе статистики.

Без общего плана

Винить водителей за инертность мышления в оформлении ДТП не позволяет один факт: проявление инициативы в этом вопросе часто оборачивается проблемами во взаимоотношениях со страховыми компаниями. Они уже давно являются тормозом в вопросе упрощения фиксации дорожных инцидентов, потому что боятся мошенников. Как и ожидалось, представители страхового сообщества новые инициативы по реформированию оформления ДТП оценили скептически.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили, что если не будет фотографий общего плана, на которых изображено место ДТП (автомобили, обломки и так далее) сразу после того, как оно произошло, то страховые компании не смогут составить объективное представление об инциденте. В таком случае получится, что информацию об обстоятельствах причинения вреда они будут, как раньше, получать только от водителей – из нарисованной ими схемы ДТП и отмеченных в извещении о ДТП обстоятельствах. Страховые компании весьма непрозрачно намекнули, что платить максимальный лимит возмещения по европротоколу в такой ситуации не будут, потому что тогда неминуемо активизируются мошенники, которые будут на коленке оформлять липовые ДТП, якобы где-то произошедшие.

Несмотря на то, что у страховых компаний очевидная «шкурная» позиция – определенные резоны в ней все-таки есть. Во-первых, не нужно забывать про справки о ДТП, которые требуются автовладельцам в рамках КАСКО: из-за этого они вынуждены вызывать инспектора на место аварии в любом случае, что несколько обесценивает новые поправки. Во-вторых, не очень понятно, что делать, если авария массовая. Это когда участников только два, почти всегда по повреждениям можно определить виновного, а если стукнулись сразу четыре машины – как установить, что случилось? Да и большое количество техники с дороги просто так не уберешь. Безусловно, доля массовых аварий невелика по сравнению с классическими на две машины, но такая потенциальная проблема в новых правилах оформления ДТП есть.

В целом, если эти поправки будут в том или ином виде приняты, это может произвести революцию в сознании водителей. Если уж все равно составили план ДТП и переместились на обочину, то зачем ждать ДПС, когда для оформления европротокола осталось всего несколько шагов? А самое главное – эти поправки смогут сократить количество глупых смертей на дороге, но страховое лобби у нас сильно, так что дойдет ли до реализации эта здравая инициатива, еще вопрос.

К слову

За руль пустят с 17 лет

В России грядет очередная реформа автомобильного образования. Главная ее сенсация – снижение минимального возраста для управления автомобилем. За руль легковой машины можно будет сесть в 17 лет, правда, с некоторыми ограничениями.

Сегодня, напомним, можно сдать экзамен на права в 17 лет, но реально получить водительское удостоверение только с 18. В МВД считают, что подростков можно сразу сажать за руль, но с оговоркой, что в салоне будет находиться «водитель-наставник» с правами категории B. Порядок вождения и требования к этим «наставникам» обозначат позднее в постановлении правительства.

В автомобильной среде к инициативе отнеслись негативно, хотя во многих странах управлять машиной можно вообще с 16 лет. Но справедливости ради отметим, в этих странах более качественное обучение и большой тестовый период с ученическими правами, за который нужно зарекомендовать себя как надежного водителя. В России ничего похожего нет.

На указанных в проекте «наставников» рассчитывать особо не приходится. В документе сказано, что они нужны «в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и осуществления контроля за соблюдением ПДД». То есть реальной ответственности за поведение молодого шофера эти наставники нести не будут, а так – со стороны консультировать.

Второе интересное нововведение – закрытие лазейки для пьяных водителей. Удивительно, но по действующим правилам водитель, который ехал без прав и попался на пьяном вождении, после уплаты штрафа (или отбытия ареста) может пойти в ГИБДД, сдать экзамен и… получить новые права. То есть если есть водительское удостоверение, то его лишают и нарушитель становится пешеходом, а если нет – то права можно получить и почти сразу сесть за руль.

Наконец в МВД заметили лазейку и предложили не выдавать таким водителям удостоверения в течение года после «исполнения наказания» (уплаты штрафа или отбытия ареста), в течение которого лицо считается наказанным за пьяное вождение или отказ от освидетельствования.

Материалы подготовил Александр Нечаев
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ