Каково оно, качество современного высшего образования, особенности обучения, чем интересы нынешних студентов отличаются от прежних, как студенту правильно выбрать дальнейший жизненный путь и что такое межпоколенческая дружба? Об этом и многом другом на вопросы нашего журналиста отвечает Андрей Золотухин – доцент, замдекана факультета журналистики ВГУ по творческой работе.
Учиться будем?
– Один профессор ВГУ как-то рассказывал мне, что многие студенты не хотят, да и не считают нужным учиться, но положительные оценки им все равно поставят. Опровергнешь?
– Студент по определению – тот, кто хочет учиться. Но общий градус стремления учиться сегодня, к сожалению, упал. Особенно на гуманитарных факультетах; на технических и естественных ситуация вроде бы получше. Одна из главных тому причин – коммерциализация образования. Не думаю, что это абсолютное зло: во всем мире эта система работает. Но у нас своя специфика: подавляющее большинство родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование не для саморазвития и становления дитятки в жизни, а чтоб «как у людей». В итоге инфантильное семнадцатилетнее дитя, еще не понимающее, что ему в жизни надо, идет в вуз без серьезной мотивации. Дальше круг замыкается: стоимость образования в нашей стране относительно невысокая (делать выше ее невозможно, да и неразумно), поэтому «на коммерцию» принимаем всех, а потом их действительно очень трудно отчислить – чтоб не пилить сук, на котором сидим.
У нас на журфаке работает замечательная, всеми любимая Елена Михайловна, первый замдекана; некогда знаменитой ее фразой была «деточка, вы отчислены». Сейчас она произносит ее все реже: стараемся никого не отчислять. В итоге «деточки» садятся нам на шею и ножки свешивают. Пытаемся как-то бороться с этим педагогически, но их слишком много, силы неравны. Что делать? В недавнем интервью режиссер Александр Сокуров сказал, что мы потеряли «рабочий класс», его достоинство, престижность. Это так, но, с другой стороны, нельзя сказать, что столько гуманитариев стране не нужно. Нужно!
– Как изменились студенты за время капитализма?
– Не помню уже, как назывались студенты в девяностые, после них появились «миллениалы», сейчас – «зуммеры». Не очень понимаю, чем все они отличаются. Но они – не коллективисты, для них главное – личное, а не «сводки рабочего дня». Они будут строить не светлое будущее для всех, а лучшую жизнь для себя и своих близких. Деньги – тоже одна из главных, если не главнейшая ценность для многих. К счастью, не только они: неизменные ценности – дружба, любовь и творчество.
Делать жизнь с кого
– В 90-х многие воронежские журналисты энциклопедически знали классическую и современную литературу и журналистику. Что читают и знают сегодняшние? Кто для них авторитеты?
– Я тоже в 1989-м закончил журфак, был журналистом. Мы росли на Высоцком, Трифонове, Шукшине, Шевчуке, Тарковском, Рубцове, Прасолове, Аграновских, Руденко, Бочарове, Рубинове, Пескове, Голованове, Щекочихине – всех назвать невозможно. Поэты и писатели, которым еще предстояло стать классиками, журналисты Большого стиля. А перед ними были уникальные Юрий Третьяков, Евгений Титаренко, Владимир Добряков – плеяда удивительных детских писателей из Воронежа. Недавно Владимир Снегирев, журналист, полярник, афганец, автор многих документальных книг, спросил у студентов: а читали вы лучший учебник по журналистике – «Заметки вашего современника» Ярослава Голованова? В ответ – тишина. А когда я потом робко сказал, что тоже не читал эту книгу, Снегирев меня чуть не убил. Поэтому я срочно ее нашел: главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов дал почитать (хотя книга есть и в интернете). Казалось бы, простые дневниковые, но очень интересные заметки о превращении юноши в мужчину, в человека, журналиста, писателя. Рекомендую всем начинающим авторам. Сегодня лучшие студенты тоже читают книги. На пике популярности нон-фикшн – от «Рождения и смерти похоронной индустрии» Сергея Мохова до книг Алексея Иванова и «Как меня убивали» Веры Челищевой. Читают Микиту Франко и Алексея Поляринова, в топе у продвинутой молодежи Салли Руни, Кейт Элизабет Рассел, Фредерик Бакман, Микаэль Ниеми, но эти имена вряд ли что-то скажут старшим. Книг, соединяющих поколения, маловато. Разве что ТикТок-блогеры их сегодня объединяют. Руководитель Сбера Герман Греф пригласил на питерский экономический форум в качестве селебрити блогера Даню Милохина. В фейсбуке сразу же возмутились: пригласил бы Андрея Есипенко, юного российского гроссмейстера, одного из лучших шахматистов планеты, или юных физиков, в очередной раз выигравших все что только можно в мире. Но они не набирают миллионов просмотров на ТикТоке и не зарабатывают миллионы.
Рабочий класс 2.0
– Чем еще они удивляют преподавателей?
– Творчеством. Даже двоечники. Вроде бы тихий отстающий студент, а поговоришь – оказывается, он сочиняет музыкальные треки в стиле техно. Девушка, вся в себе, увлеченно пишет и редактирует фанфики. А что творится в коридорах журфака перед выступлениями на «Первокурсниках» и «Веснах»! Холл превращается в цех по производству декораций. Девушки-художницы, перемазанные красками, неделями работают, а в последние дни и ночами спят тут же. Юноши пилят, строгают, сверлят – и получается что-то грандиозное и красивое. И все ради одного концерта? Но это не просто концерт и самовыражение, это еще командный дух, объединяющий факультет, alma-mater.
– «Звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас» – величина постоянная? Или они опровергают Канта? Тогда чем они лучше?
– Сборная факультета журналистики ВГУ недавно приехала из Калининграда, где выиграла очередной творческий конкурс «Битва журфаков» с участием 25 журфаков России и представителей десятка вузов из Казахстана, Белоруссии, Приднестровья. Ребята были на острове Эммануила Канта, в его музее. Кант в жизни больше общался с друзьями, чем со студентами, – может, поэтому его до сих пор любят! Современные студенты заботятся о себе, среди них очень много ЗОЖников, они гораздо меньше, чем мы в их годы, пьют и курят. На них можно только равняться!
– Век живи, век учись – тебя они меняют? Как? Чему научили?
– Многому и постоянно. Жизнь в виртуале тоже есть, и она по-своему насыщенная. Вот у нас есть замечательный магистрант Павел Пономарев, он был не просто учеником профессора Льва Кройчика, но дружил с ним, опекал его. Они взаимно обогащали друг друга. Я тоже пытаюсь учиться межпоколенческой дружбе. Или недавно дочь, тоже выпускница нашего журфака, настоятельно советовала посмотреть интервью Юрия Дудя с молодыми айтишниками, работающими с ней в большой IT-компании. Они ежегодно совершают благотворительные экспедиции в глухие села, несколько недель обучают там местных ребят интернет-технологиям, и я вижу: и у тех, и у других глаза загораются. Вместе играют в футбол, ходят на речку. Думаю, эта «айтишная» молодежь – нынешняя модификация рабочего класса. Рабочий класс 2.0, но, в отличие от пролетариата, в них есть яркое созидательное начало. Это их родные страна и люди, они просто не смогут отсюда уехать.
Вопросы задавал Александр ЯГОДКИН