2024-12-12

Дорого-богато: в Воронеж привезли масштабный проект с африканским носорогом и белыми тиграми

В последнее время, после смены руководства, а также политики Росгосцирка, в наш город стали все чаще привозить качественный и дорогостоящие цирковые программы, сочетающие в себе множеств различных жанров. Сейчас в постановке новых шоу помимо лучших традиций российского цирка задействуют и балет, и театральное искусство, и элементы мюзикла.

В последнее время, после смены руководства, а также политики Росгосцирка, в наш город стали все чаще привозить качественный и дорогостоящие цирковые программы, сочетающие в себе множеств различных жанров. Сейчас в постановке новых шоу помимо лучших традиций российского цирка задействуют и балет, и театральное искусство, и элементы мюзикла.

Новая политика компании ориентирована прежде всего на качество и современную подачу новых шоу и программа «Калейдоскоп фантазий», которая начала гастроли в Воронежском цирке, как раз из таких. В этот проект были вложены огромные деньги, и это видно по масштабным декорациям, дорогим костюмам, прекрасному манежному убранству, освещению и новеньким мультимедийным экранам.

Новое шоу было создано этим летом режиссером и художником постановщиком Дарьей Костюк на базе самарского цирка и до воронежцев его увидели лишь несколько городов.

В программе собрали лучших артистов компании «Росгосцирк», некоторые из которых задействованы далеко не в одном номере спектакля. К примеру, у Кристины Нусс в шоу три полноценных номера и еще в нескольких она принимает участие. Вместе с мужем они работают эквилибр на катушках (в финале супруг Кристины балансирует сразу на 8-ми цилиндрах!), а вот «Игра с хула-хупами»  самостоятельный номер девушки, которая восхитительно крутит сразу 30 обручей, причем в воздухе!

Кристина признается, что выбор профессии был для нее определен с детства, поскольку ее родители тоже цирковые артисты. С юных лет она мечтала быть артисткой балета, а еще – дрессировать собак. И вот именно в этом шоу всем ее мечтам суждено было осуществиться. Между номеров она выходит в манеж в качестве участницы балета, меняя роскошные наряды, один краше другого, а в номере «Трансформация» занимается дрессурой, меняя под каждую породу и окрас собак наряды.

«Поцелуи с тигром для нас обыденность!»

В программе выступает еще одна династийная артистка – Алиса Нестерова. Ее мама – заслуженная артистка РФ Елена Федотова  выходит в манеж с носорогом, а также пристально наблюдает за работой своей дочери, которая в паре с Алексеем Поручаевым легко превращает в манеже грозных белых бенгальских тигров в покладистых кошечек. Номер с белыми тиграми создала именно Елена Борисовна. Когда-то они вместе с супругом – заслуженным артистом РФ Сергеем Нестеровым показывали аттракцион с большой группой экзотических животных, в котором были и хищники.

 Все шестеро тигров, которых мы сегодня привезли в Воронеж, потомственные цирковые артисты. Им от 4,5 до 6 лет и все они были рождены у нас в цирке, их родители до сих пор выступают. С ними раньше я выступала, теперь гастролирует мой муж. А я присматриваю за ребятами в этой программе, потому что метод дрессуры, который они используют – экспериментальный,  поведала корреспонденту «Горкома36» заслуженная артистка РФ Елена Федотова.  Парная ода с хищниками, это отдельная тема в искусстве дрессуры, там есть своя специфика. Кроме того, белые тигры отличаются своей инертностью, они сами себе на уме. Иногда, наблюдая за работой дочери и Алексея, мне становится очень страшно. Нервы сдают регулярно, ведь одно дело, когда рискую я, а другое – когда это делают дети. Я вообще по природе своей большой экспериментатор, делаю все вопреки и наблюдаю, что из этого получится. Но то, что вы видите на манеже, это творчество ребят  целиком и полностью. А я всегда рядом  и как мама, и как наставник.

Тигры Алисы Нестеровой и Алексея Поручаева выполняют трюки без всякого принуждения, что называется – по любви. Прыгают с тумбы на тумбу, в кольцо, проходят под тумбами и позволяют дрессировщику пролазить под собой.

 Это, кстати, очень опасный трюк, ведь у Алексея в руках ничего нет,  поведала нам Алиса.  У меня тоже тигрица проходит между ножек  как собачка. А еще у меня есть трюк «Поцелуй с тигром». Хотя трюком мы это не считаем, не делаем на нем акцент, как многие наши коллеги-дрессировщики. Тигр по кличке Кот целует меня постоянно, для нас это настолько повседневная обыденность, что трюком называть язык не поворачивается. У нас ведь все построено на контактной работе, мы все время рядом со своими тигрулями, все время обнимаемся…

Алексей Поручаев, который пришел в цирк акробатом и только 5 лет, как занимается дрессурой, рассказал, что им даже ни разу не пришлось столкнуться с агрессией своих подопечных.

 Между собой они могут выяснять отношения, с нами – нет,  говорит дрессировщик. – Единственное, могут всем видом показать, что мы им надоели. Если они не хотят что-то делать, их не заставишь. Да мы и не пытаемся.

«Рискуем жизнью, доверяя ее друг другу!»

В программе «Калейдоскоп фантазий» также можно увидеть один из самых титулованных акробатических номеров под руководством заслуженного артиста РФ Владимира Вавилова. Ручной вольтиж, который представляют артисты на суд воронежской публики  один из самых технически сложных и физически затратных жанров акробатики. Помимо того, что этот жанр сам по себе очень непростой, акробаты-вольтижеры в номере «Фрики» выполняют свои трюки на качающейся платформе – подвешенном под купол цирка рояле, что многократно усложняет задачу.

К слову, в 2018 году этот номер стал бронзовым призером на самом престижном цирковом фестивале в Монте-Карло, также акробаты-вольтижеры под руководством Владимира Вавилова брали золото на цирковых фестивалях в Италии, Испании, Франции…

Владимир Вавилов поведал, что в свое время попал в цирк из акробатики  просто захотелось уйти из спорта, которому отдал 12 лет. Имея звание мастера спорта, Владимиру Вавилову вдруг захотелось не просто делать тройные сальто-мортале, а реализовать свой талант еще и с творческой точки зрения.

Номер «Фрики» придумал и поставил небезызвестный Евгений Шевцов  главный режиссер Большого московского цирка, который также сотрудничает и с Королевским цирком Гии Эрадзе. Глядя на то, как разукрашенные персонажи в танце, как-будто будто бы играючи, исполняют свои трюки, некоторым неискушенным зрителям порой кажется, что это легко. И только профессионалы понимают, что сделать тройные сальто через голову на высоте 10-15 метров – это высший пилотаж.

Когда мы поинтересовались у Владимира Вавилова, не пытались ли его – такого талантливого – переманить в цирк Дю Солей, как и множество российских акробатов, он сказал, что такие предложения поступали огромное количество раз.

 В Дю Солей и так ушло много наших русских ребят, а здесь кто будет работать? Поэтому я решил остаться и представлять родную страну. Помню, работали мы в Японии и после выступления ко мне подошел японский зритель, который заявил: «Спасибо вам большое, наконец-то мы увидели Дю Солей!» Я ответил: «Хочу вас расстроить, мы  артисты Большого Московского цирка!» Они были очень удивлены. Кстати, в Воронеже очень сильная школа акробатики и один из ваших земляков  Илья Черноусов  работает у меня в номере.

Владимир Вавилов поведал, что самым сложным в своей работе он считает взаимоотношения между людьми.

 В спорте я отвечал только сам за себя – подошел к снаряду, отработал и ушел. А в групповом номере мы рискуем жизнью, доверяя ее друг другу. В цирке нужно не только собрать людей и подготовить их, но и сделать так, чтобы они все поверили друг другу  только тогда могут родиться сильные трюки. Если не доверяться партнерам, ничего не получится. Помню, к нам приходили чемпионы мира из акробатики – уникальные ребята. Но с коллективом не было взаимодействия, поэтому пришлось с ними расстаться

«С появлением носорога муж был для меня потерян на месяц!»

Клоунский комический дуэт Comical Duos цементирует всю программу, связывая ее в единое целое. И поверьте, Вячеслав Курков и Михаил Рамзин не оставят без улыбки даже самого искушенного зрителя. Как выяснилось, вместе они уже два десятка лет. Закончив в 2005 году Московское цирковое училище, дальше пошли по жизни вместе, создав прекрасный творческий союз.

Воронежский зритель не увидит конкретной клоунской буффонады и дешевых заигрываний с залом. Вместо реприз у них настоящие полноценные номера, многие из которых основаны на трюках. Чего только стоит их полет на воздушном шаре, когда один из эксцентриков вдруг выпадает из корзины, находящейся практически под самым куполом цирка. Благо, он на страховке… Но впереди зрителей ждет еще один сюрприз, и тогда уже у всех буквально замирает сердце. Но… не будем раскрывать секрет, чем заканчивается этот волнующий номер. Его, как говорится, лучше один раз увидеть.

Отдельно хотелось бы выделить номер «Единорог» под руководством Елены Федотовой. Как выяснилось, Мафуньян – единственный дрессированный носорог в мире.

 Мафуша попал к нам уже в достаточно взрослом возрасте, ему было 2,5 года. Сейчас ему 12 лет, он весит 2 тонны 200 кг. Поначалу им занимался мой супруг, и с появлением носорога он на целый месяц был для меня потерян. Сергей поставил раскладушку рядом с его вольером и находился рядом днем и ночью. Поначалу мы даже не понимали, что будем делать с носорогом, каким трюкам обучать. Все, что он делает, было предложено им самим в процессе игры. А мы уже подхватывали и закрепляли. Это на самом деле очень сложный момент  подхватить то или иное действие, которое демонстрирует животное и закрепить его на комфортном уровне для себя и для животного. Мафуньян у нас садится и ложится по команде, а вот научить его переворачиваться через спину, как это делают кошки, собачки и лошадки – невозможно. Просто потому, что они не делают этого в природе, им горбик на спине мешает. То, что животному не подвластно физиологически, он не будет делать и в цирке.

Елена Борисовна рассказывает, что ей очень повезло с партнером – Мафуньян очень добрый и покладистый парень. Особый трепет он испытывает именно к представительницам прекрасного пока, потому что в заповедники его выкармливали и воспитывали женщины.

 Мафуша очень любит ласку, и все что вы видите, достигнуто с помощью добра и ласки. Мы находимся с ним в тесном контакте проводим очень много времени вместе. Работа дрессировщика и заключается в первую очередь в наблюдении за животным, изучении его повадок. И когда есть вот это взаимодействие «глаза в глаза», тогда есть и результат.