Главной новостью минувшей недели стало решение Вадима Кстенина покинуть пост главы городского округа город Воронеж. Об этом он сообщил 23 мая, отметив, что 13 июня уйдет в отпуск, по окончании которого приступит уже к новой работе. Таким образом получается, что на посту мэра Вадим Юрьевич провел чуть более 6 лет. И скучать ему в этой должности уж точно не пришлось: все эти годы были наполнены неустанной работой. И результаты этой работы видны, что называется, невооруженным глазом.
Дороги и транспорт
Среди вопросов местного значения, решаемых муниципальной властью, контроль за состоянием городских трасс и создание условий для предоставления транспортных услуг населению – в числе приоритетных. За последние шесть лет удалось привести в порядок сотни километров городских дорог, в том числе и в частном секторе. Мало того, появилось 8 новых улиц (Захарченко, Крынина и другие), что положительно сказалось на пропускной способности дорожной сети.
Начиная с 2018 года в Воронеже реконструированы или построены с нуля 7 путепроводов. Наиболее значимый из реализованных проектов – завершенная в 2021 году реконструкция путепровода по ул. Ленина. Этот объект, расположенный на одной из наиболее загруженных городских магистралей, находился практически в аварийном состоянии. А ведь под ним проходит железная дорога к вокзалу Воронеж-1. Слаженное взаимодействие специалистов мэрии, строителей и железнодорожников позволило завершить ремонт путепровода в более сжатые сроки, чем планировалось. Важным событием для города стала и реконструкция путепровода по ул. 9 Января, которую тоже нельзя было откладывать.
– Приношу воронежцам искренние извинения за доставленные неудобства. Но мы не имели никакого морального права не проводить реконструкцию путепровода. Все конструктивные элементы сооружения находились в очень плохом состоянии, тут могло произойти все что угодно, – говорил Вадим Кстенин в 2020 году.
Для улучшения дорожной ситуации за минувшие годы в городе построены две транспортные развязки. Создание одной из них – Остужевской – сейчас выходит на завершающий этап. Работы ведутся в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Ежедневно сотни тысяч воронежцев и гостей города пользуются общественным транспортом. 5-6 лет назад эта сфера вызывала серьезные и обоснованные нарекания пассажиров. И хотя еще не все проблемы решены, нельзя не признать, что транспортное обслуживание воронежцев заметно улучшилось. Постоянно обновляется подвижной состав. За истекший период для работы на городских маршрутах приобретено 840 автобусов и троллейбусов, в том числе 260 автобусов большого класса, отличающихся не только вместительностью, но и повышенным комфортом.
В более комфортных и безопасных условиях проходит теперь и ожидание транспорта: в городе установлены 192 «умные» остановки с видеонаблюдением, информационным табло, возможностью зарядить мобильные устройства связи.
Градостроительство и социалка
За шесть минувших лет в Воронеже введено в эксплуатацию более 6 млн кв. м жилья. В городе ведется планомерная работа по расселению ветхих и аварийных домов. За минувшие шесть лет площадь расселенных жилых помещений превысила 43 тыс. кв. м, более 3 тыс. человек смогли переехать в безопасные благоустроенные квартиры.
Особое внимание руководство города уделяет проектам комплексного развития территорий с тем, чтобы параллельно со строительством новых домов решать вопросы развития социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий. За 6 лет между городом и застройщиками было заключено 9 договоров о развитии застроенных территорий и комплексном развитии территорий. Речь идет об общей площади более 20 га. К примеру, заключен договор о развитии жилых кварталов в районе улиц Солнечной и Беговой. Им предусмотрено строительство за счет средств инвестора и последующая безвозмездная передача городу детского дошкольного учреждения на 260 мест.
Всего же за то время, что город возглавляет Вадим Кстенин, открыто 26 дошкольных учреждений. Эти новые детские сады и пристройки к ранее существовавшим позволили создать более 5 тыс. дополнительных мест для маленьких воронежцев.
Многое сделано и для тех, кто постарше. 11 новых школ и пристроек к существующим возведено в городе за минувшие годы. Количество дополнительных мест за партами превысило 13 тыс., а образовательный центр «Содружество» стал самой большой школой в стране.
Одна из основных задач, стоящих перед руководством города в сфере экологии – сохранение благоприятной окружающей среды и благоустройство территорий. В этом направлении также немало сделано за минувшие 6 лет. Удалось благоустроить 44 общественных пространства, затратив на эти цели более 3 млрд руб. Среди реализованных проектов – реконструкция проспекта Революции, сквера им. Бунина и другие. Только в прошлом году в городе появилось 20 новых зеленых зон, а их общее количество увеличилось до 381 объекта.
Но благоустройство не ограничивается только центральными улицами. За 6 лет приведены в порядок 363 дворовые территории. На эти работы было израсходовано более 1 млрд руб.
Сегодня более половины воронежцев систематически занимаются физкультурой и спортом. И количество спортсменов в городе год от года растет. В немалой степени это происходит потому, что развивается спортивная инфраструктура. За шесть лет в Воронеже построено 19 новых спортивных объектов. Улучшалось и материально-техническое состояние существующих. В частности, проводился капитальный ремонт Дворца спорта «Юбилейный». Главная ледовая арена города получила не только обновленный фасад, но и новое оборудование – более мощный ледогенератор и менее шумную вентиляционную установку.
– На постоянной основе ведется работа с потенциальными инвесторами с целью создания спортивных объектов на основе механизма муниципально-частного партнерства. Сейчас в стадии глубокой проработки находится 6 таких проектов. Большинство из них будет реализовано с применением областного закона о государственной поддержке инвестиционной деятельности, – сообщил ранее глава Воронежа.
В партнерстве с бизнесом
В начале 2024 года на платформе «Росинфра» был опубликован рейтинг городов по уровню государственно-частного партнерства (ГЧП). Из 208 городов страны Воронеж занял второе место, а среди крупнейших агломераций – первое.
Механизм ГЧП предусматривает долгосрочное взаимодействие бизнеса и государства, где частная сторона принимает участие в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объектов инфраструктуры, а также в их последующей эксплуатации или техническом обслуживании. При этом город приобретает новый благоустроенный объект, который остается в городской казне, но эксплуатируется частным инвестором, который в свою очередь реализует свой бизнес-проект в рамках соответствующего концессионного соглашения.
– Растущий в обществе запрос на комфортную городскую среду ставит перед муниципальной властью ряд серьезных задач в рамках опережающего развития, решить которые с учетом существующих бюджетных возможностей нереально. Привлечение внебюджетных средств – один из перспективных путей, открывающий новые возможности повышения качества жизни горожан, – определил важность партнерства муниципальной власти и бизнеса Вадим Кстенин.
Воронеж лидирует не только по количеству успешно реализованных концессионных соглашений, но и по их разнообразию. Сегодня в областном центре есть успешные примеры действующих концессий в различных сферах: от обеспечения функционирования объектов коммунального хозяйства, развития общественных территорий до эксплуатации подземных переходов.
Успешным примером муниципально-частного партнерства является реконструкция парка «Дельфин». Инвестор взял территорию в концессию, благоустроил, создал новые локации для отдыха горожан, а также сервисные объекты, предполагающие получение прибыли. При этом парк, ставший одним из популярнейших мест отдыха горожан, был и остается муниципальным и общедоступным.
Без казны и город не стоит
Состояние городского хозяйства и уровень комфорта для жителей мегаполиса во многом зависят от бюджетной политики, проводимой муниципальными властями. В течение всех шести лет, что у руля Воронежа стоит Вадим Кстенин, деятельность администрации в бюджетно-финансовой сфере направлена на повышение эффективности использования доходного потенциала и оптимизацию расходов.
Цифры говорят сами за себя: доходы городского бюджета за 6 лет увеличились более чем вдвое – с 22,7 до 47,2 млрд руб. За тот же период из областного и федерального бюджетов на развитие города привлечено 77 млрд руб. Благодаря грамотной и рациональной работе за 6 лет удалось сэкономить 4,4 млрд руб. бюджетных средств. Но главное – муниципальный долг уменьшился в 2 раза, а задолженность перед коммерческими банками ликвидирована полностью. Все это говорит о том, что Вадим Кстенин покидает пост мэра, оставляя областной центр в стабильном и устойчивом экономическом состоянии.
Только вперед
Сегодня в городе активно продолжается реализация крупных проектов, начатых в последние годы. Один из важнейших – строительство дублера Московского проспекта, наиболее загруженной магистрали Воронежа. Для этого ведется масштабная реконструкция улицы 60-й Армии. Сейчас там выполняется переустройство сетей подземных коммуникаций – газопровода и водопровода, сетей связи и электрических сетей, хозяйственно-бытовой канализации. Также продолжается устройство дождевой канализации, тротуара и велодорожек.
В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» продолжается реконструкция Петровской набережной. На первой очереди завершается озеленение и мощение, идет устройство покрытия для беговой дорожки – терравея. На второй очереди продолжается устройство сетей водопровода и канализации, установка закладных для опор освещения, подготовка грунта под озеленение, монтаж оборудования на площадке для выгула и дрессировки собак. Важной частью второй очереди станет памп-трек – в Воронеже это будет первый объект такого размера.
Немало делается в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Существенно улучшить качество водоснабжения позволят строительство ВПС-21 и реконструкция ВПС-9. Сети ливневки появятся в районе Динамо, на улице Изыскателей проложат водопровод и канализацию.
В рамках отлаженного механизма муниципально-частного партнерства преобразится парк «Танаис». Предполагается максимальное сохранение пешеходных связей, которые представляют транзит улиц, организация тропы здоровья, беличьего парка, археологической песочницы, резиденции Деда Мороза, территории для молодоженов, проведения мастер-классов и др.
Сообщая губернатору Александру Гусеву о своем решении уйти в отставку, Вадим Кстенин поблагодарил региональные власти за доверие и помощь, что оказывалась областному центру в последние шесть лет. Мэр поблагодарил и воронежцев за годы совместного труда, подчеркнув, что без созидательной ежедневной работы горожан муниципалитет не смог бы реализовать в городе столь большое количество значимых проектов. Думается, и горожанам есть за что сказать спасибо главе города. И пожелать ему на новом поприще успехов в работе на благо Воронежа и его жителей.