Когда началась серия больших снегопадов, директор комбината по благоустройству Железнодорожного района Дмитрий Еремин домой уходил только чтобы поспать и переодеться. Но на судьбу ничуть не жалуется, выглядит бодрым и энергичным.
– Мы соскучились по настоящей работе! В декабре и в начале января комбинат благоустройства занимался «летним делом» – убирал пескосмет с асфальта, – признается Еремин. – А потом «неожиданно» пришла зима, и люди заработали в две смены по 12 часов каждая.
Накануне сезона комбинат «разбогател» как никогда: районные коммунальщики получили 10 единиц новой техники, в том числе автогрейдер, самосвал ГАЗ, трактор Т-150. Но главная ударная сила снегоуборочной кампании – КДМ – комбинированные дорожные машины, которые и сгребают, и метут, и песок разбрасывают. А за два часа несложных манипуляций превращаются в обычный самосвал.
Всего в распоряжении комбината на сегодняшний день 20 единиц снегоуборочной техники, «под ружьем» – 168 работников, в том числе 25 «ручников» – уборщиков с лопатами.
Под открытым небом
Когда мы приехали на базу комбината по благоустройству, то застали там, как нам показалось, слишком много стоящих под снежными хлопьями машин.
– Люди приехали перекусить. Это ненадолго, – пообещал Дмитрий Еремин.
Одна машина ремонтировалась: у трактора Т-150 колдовал механизатор.
– Почему не в ангаре? – удивились мы.
– Некогда. Да и ремонт невелик: ремень сменить.
Минут через десять ветеран комбината Иван Маликов уехал работать по заявкам из частного сектора. А еще через пять минут его коллеги, вернувшиеся с перекуса, собрались во дворе и провели короткую, чисто механизаторскую планерку – кто, где, куда – и разошлись по кабинам. Двор начал быстро пустеть, а за его пределами как бы сама собой сформировалась колонна. Корреспондент проехал сотню метров в кабине головной машины – новенького, свежеприобретенного Т-150 – и подивился, как тихо (не шумнее, чем в «Жигулях») и тепло в кабине. Играет музыка, тракторист Александр Учамбрин сидит в легкой летней куртке. Поистине: в воронежскую коммуналку приходит цивилизация. Но, с другой стороны, 12 часов в смене никакая техника сократить не в состоянии.
Вслед за трактором, чей нож подбит щадящей асфальт резиной, выстраиваются три машины КДМ, загруженные пескосмесью, – и колонна исчезает в заснеженной перспективе.
Всевидящий глаз ГЛОНАСС
В кабинете главного инженера Дениса Рыжкова мы с легкостью отслеживаем ее дальнейшее движение с помощью навигатора ГЛОНАСС. Бригада направилась чистить дальние улицы Отрожки. Магистрали вроде Ленинского проспекта, моста или улицы Остужева уже почищены.
Согласно маршрутной карте – пять основных трасс для работы снегоуборочной техники. От Северного моста до поселка Краснолесного. Три первых маршрута – улицы разных категорий приоритетности, четвертый маршрут – тротуары, пятый – межквартальные проезды.
– Но это не значит, что мы не будем браться за тротуары и проезды, пока улицы не почищены, – уточняет Рыжков. – Нередко рядом работают и колонны тяжелой техники, и легкий трактор для тротуаров, и ребята с лопатами, и вертикальный погрузчик.
Краткий снегоуборочный словарь
Ритм этой работе задает сама погода. С началом большого снегопада на улицу выходят «пескачи» – пескоразбрасыватели – и обрабатывают наиболее критичные для всего движения участки магистралей: спуски и подъемы, мосты, тормозные площадки на перекрестках и остановках общественного транспорта. Далее производится сплошная обработка всей проезжей части улиц, по которым ходит общественный транспорт.
Этап второй: через 3-4 часа производится сгребание и сметание осадка. Когда во время этой операции колонна в семь машин идет по Ленинскому проспекту, ее ход напоминает полет эскадрильи: КДМ движутся по строгой диагонали, чтобы добиться перехлеста очищаемых полос и не оставить борозд снега.
– А почему сначала вы посыпаете дорогу смесью, а потом сметаете ее вместе со снегом? Не проще ли сметать, а потом посыпать? – интересуемся мы.
– Если сразу не разбросать смесь, машины примнут снег, и быстро образуется наледь, с которой трудно что-то поделать. Если же автомобили едут по обработанной дороге – совсем другое дело: их колеса взбивают снежный покров; образуется коричневатая «шуга», которая уже и к асфальту не прилипнет, и сцепление с дорогой повысит. А вот тротуары мы сначала расчищаем, потом посыпаем чистым песком, – пояснили специалисты комбината.
Много новых слов мы услышали, наблюдая за работой коммунальщиков: «шуга», «эдешка», «ручник», «пескач»… А снег, сдвинутый к обочине, ночью убирают лаповые загрузчики СМП-17, в обиходе – «Золотые ручки». «Золотые ручки» обслуживают до семи самосвалов.
Куда уходит снег?
Куда едут эти огромные грузовики со снегом? Оказывается, не в поля, а на снегобазу на улице Землячки. Это вполне себе производственное подразделение, с установленным над ним экологическим контролем, с охраной и регламентом работы: весной коммунальщики ускоряют снеготаяние и производят рекультивацию территории.
Еще больший экологический надзор – за солеными барханами пескобазы в переулке Серафимовича: чтобы мусора не было, чтобы правила складирования не нарушались. Соотношение песка и соли в этой смеси коммунальщики почему-то держат в секрете. Но охотно показывают заключение о результатах независимых лабораторных исследований: впрочем, пескосмесь соответствует ГОСТу. В прошлом году заготовили девять тысяч тонн такой смеси. К 25 января более пяти тысяч тонн смеси было уже израсходовано, что и неудивительно: только за первые два дня январских снегопадов в Воронеже выпала месячная норма осадков.
Леонид Беляев:
«Задворков скоро не останется»
– Благодаря новой технике впервые район стал «снеговывозящим», – констатировал Беляев. – Если раньше здесь горы снега высились неделями – широкие дороги и обочины позволяют, то теперь снег вывозится фактически в том же режиме, что и в районах городского центра.
Пограничное состояние
У Беляева есть возможность оценить историю вопроса: в апреле исполнится 10 лет, как он возглавляет Железнодорожный район. А до этого руководил поселком Сомово, в начале нулевых интегрировал его в состав областного центра – и, можно сказать, Сомово сделало Воронеж городом-миллионером!
Но опытный префект не устает восхищаться своеобразием и уникальностью района. По сути, это – агломерация, включающая и «город», и микрорайоны. Каждый пятый «железнодорожнец» живет в отдаленных микрорайонах, сохранивших сельские названия улиц.
– От нас до Краснолесного – 58 километров, два сельских района надо проехать, чтобы попасть в него. Снегоуборка в микрорайонах разрушает все стандарты: до Краснолесного грейдер будет добираться 2,5 часа. Приходится тяжелую технику оставлять на месте, а тракториста возить в «город» на машине. Сами микрорайоны – это тоже «агломерации». К микрорайону Сомово относится улица Шехерева, на которой проживают 12 человек. «Улица» расположена ближе к Новой Усмани, чем к центру Сомово.
Заповедная зона
Топографией уникальность не ограничивается. Железнодорожный – один из самых индустриализованных (здесь дислоцируются военно-воздушная академия, подразделения ФСО и погранвойск) и индустриальных районов (депо железной дороги, завод им. Тельмана, «Мебель Черноземья», ВЗПП и т. п.). Это и самый «заповедный» из районов Воронежа: усадьба биосферного заповедника, Кожевенный кордон, Сомовское лесничество. Можно вспомнить про детские лагеря и санатории, турбазы, пляжи, водохранилище, реки Усманку и Воронеж, парк «Дельфин» и городские скверы.
Леонид Беляев рассказывает, как в свое время собирались присвоить Сомово статус курортного поселка: в конце 80-х для этого было достаточно, чтобы количество отдыхающих как минимум равнялось количеству «аборигенов». Показатель выполнялся с лихвой, но времена изменились.
Наследство «старых добрых времен»
Да, на переломе эпох поселки «курортной зоны» сильно пострадали. Инфраструктура, которая досталась в наследство «от села» городу, нередко находилась в катастрофическом состоянии. Когда «поселкообразующий» зверосовхоз «Сомовский» разорился, 20 жилых многоквартирных домов оказались брошенными. Дома строились без подвалов (из-за высокого уровня подземных вод), и коммуникации быстро пришли в негодность: восстановить их удалось с большим трудом – уже в городском статусе микрорайона.
Но живущие на окраине района люди должны получать такой же набор муниципальных услуг, что и в центре города, убежден Леонид Беляев.
За 10 лет в том же Краснолесном капитально отремонтированы дороги и тротуары на трех улицах, от «убитой» централизованной котельной перешли к газовым модулям, реконструировано уличное освещение, на трех улицах проложены новые водопроводные сети. Водопровод здесь строят даже ТОСы: благодаря гранту областного правительства 250 метров водопровода проложено по улице Туристской.
Еще увереннее развиваются Сомово и Репное – в последнем даже построили велотрек европейского уровня: таких всего два в России.
– Программа развития городских территорий предполагает, что дальние микрорайоны Воронежа должны достигнуть такого же уровня развития, как и сам «город». Но уже очень скоро наши микрорайоны начнут превосходить общегородской уровень, – пообещал Леонид Беляев.
По опросам агентства «Домофонд», местные жители второй год подряд называют Железнодорожный самым комфортным для жизни – среди всех городских районов.