2024-09-24

Донецкий молодежный театр показал в Воронеже спектакль «Шахтерская дочь»

Донецкий молодежный театр показал в Воронеже спектакль «Шахтерская дочь»
Воронеж стал 18-м городом в гастрольной поездке Донецкого республиканского академического молодежного театра со спектаклем «Шахтерская дочь». В основу постановки, рассказывающей о страшных событиях 2014 года, легла одноименная поэма и стихи Анны Ревякиной.

Новейшая история

Обращение к современной теме для любого театра шаг ответственный. А уж когда речь идет о событиях, разделивших жизнь миллионов людей на «до» и «после», уровень этой ответственности повышается многократно. И прежде всего здесь важно найти такой драматургический или литературный материал, который позволит правдиво и глубоко, без фальши и ложного пафоса, вести со зрителем трудный, но важный разговор. В Донецком РАМТе давно хотели поставить спектакль о событиях на Донбассе. И недостатка в авторских предложениях вроде бы не было, но сделать выбор оказалось непросто.

– Я вам скажу честно: на самом деле беда, когда за эту тему берутся люди, которые понятия не имеют, что на самом деле происходило и происходит. Они пишут материал, который может даже оттолкнуть зрителя. И нас завалили многие авторы таким материалом, – рассказывает гендиректор и худрук театра Владислав Слухаенко. – Мы считаем, что выбрали наиболее удачный материал для того, что мы хотели сделать и сказать. Потому что, во-первых, сама Анна Ревякина очень талантливая поэтесса, это правда. И помимо этого, она писала о том, что сама видела, слышала и жила в этом. То же можно сказать о нашем режиссере и актерах – они четко понимают, что они играют, о чем и для кого.

В основе сюжета – история 22-летней Марии. В страшном пожарище битвы за Донецк в 2014 году, защищая свой город, погибает ее отец. Сделав непростой выбор, Мария решает занять его место на передовой и становится снайпером. Спектакль рассказывает о том, как война перемалывает людей, и насколько сложно не сломаться и остаться человеком.

Перевод с поэтического на сценический

Когда в основу будущего спектакля ложится стихо­творный текст, нередко существует опасность скатиться к простой иллюстративности, «живым картинкам» и «читке с выражением». Труппа донецкого театра этой опасности сумела избежать целиком и полностью. Спектакль соткан из ярких образов и точных метафор, благодаря чему поэтический текст звучит объемно, глубоко и масштабно.

– Когда мы работали над тем, чтобы перевести поэму на язык театра, найти художественные образы, символы, которые были бы понятны зрителю и цепляли бы его, подобрать музыку к спектаклю, актеры рассказывали о своем восприятии событий, изложенных в поэме, о мыслях, об ощущениях, ассоциациях, – поделился режиссер спектакля Максим Жданович. – Кому-то из молодых артистов в 2014 году было всего 10 лет, и когда я задумался об этом, мне стало как-то не по себе от того, что у человека вся юность, молодость прошла вот в этом времени…

Этот спектакль требует от актеров невероятного напряжения физических и эмоциональных сил. И нельзя не отметить, что все исполнители работают с полной самоотдачей. Но, наверное, наибольшая нагрузка лежит на исполнительнице роли Марии Валерии Маринковой.

– Я коренная дончанка и все события переживала совместно с этим городом, со своими родителями, со всеми жителями Донецка, – рассказывает актриса. – Мне в 2014 году было 18 лет. Свое совершеннолетие я праздновала под обстрелом. И, конечно же, наверное, мне было не так сложно все это пережить на сцене, потому что в какой-то степени это и есть моя реальность, моя жизнь.

Особенно трогают в спектакле сцены воспоминаний о мирной жизни – когда Мария вместе с родителями празднует дни рождения, играет с отцом в бадминтон.

У Марии был дом — занавески и витражи,

был отец, который ей говорил: “Ложи!”

Был березовый шкаф, и была кровать,

вот такое счастье: ковать – не перековать.

Но возникают эти мирные воспоминания среди уже военной обстановки – полуразрушенных стен, обгоревшей мебели. Вообще сценография этого спектакля (художник-постановщик Юлия Ковалева) – выразительная, говорящая, сотканная из символов и вместе с тем создающая образ города, на защиту которого встали его жители.

По сюжету главная героиня погибает. Но финал спектакля светел – он пронизан верой в неизбежную победу.