2024-12-28

До свидания, МАРШАК… Культурные каникулы воронежских школьников подошли к концу

С 28 октября по 6 ноября в столице Черноземья проходил третий детский театральный фестиваль «МАРШАК».

С 28 октября по 6 ноября в столице Черноземья проходил третий детский театральный фестиваль «Маршак». Его итог: 20 спектаклей, 49 показов и 13 тыс. зрителей. Программа фестиваля традиционно состояла из «Театра для детей» и «Театра, в котором играют дети», плюс – бесплатной образовательной части, включающей в себя лекции и мастер-классы театральных педагогов и режиссеров.

«Блокбастер» на сцене

Одним из самых зрелищных и захватывающих признан спектакль «Остров сокровищ», поставленный Московским Губернским театром. История о мальчике Джиме Хокинсе и легендарных сокровищах Флинта в подлинном прочтении – без современной интерпретации – буквально заворожила зрителей.

– Это очень сложная история. Мы очень кропотливо подошли к тексту Стивенсона и постарались воссоздать в полном объеме его знаменитый роман. Так, на сцене появляется настоящий корабль-трансформер, мы используем специальный накладной круг, который позволяет нашему кораблю вращаться во время шторма, – рассказал режиссер спектакля Алексей Серов. – В спектакле используются 93 исторических костюма, пошитых не из синтетической, а из «подлинной» ткани того времени. По масштабу этот спектакль можно назвать «блокбастером».

Звуковые эффекты – шум волн, шторм, крики чаек, выстрелы – держат внимание маленьких непосед на протяжении всего спектакля и не дают им отвлечься от просмотра легендарной истории. Артисты позволяют детям самим превратиться в пиратов и пробежаться вместе с главными героями по сцене в поисках карты, которая хранит секрет спрятанных сокровищ.

Впрочем, интересных задумок режиссера и худрука театра – Сергея Безрукова – тут немало. Например, с труппой гастролирует специальная бутафорная курица: ее можно варить, тушить, жарить, в спектакле ее даже ощипывают. А к следующей игре она – как новенькая. Еще одна особенность спектакля в том, что некоторые его показы сопровождались тифлокомментированием. Благодаря этому зрители со слабым зрением тоже могли насладиться постановкой. По словам тифлокомментатора Елены Хабаровой, суть метода заключается в том, что кто-то выступает в роли посредника между режиссером и зрителем. Во время спектакля комментатор находится в специальной кабинке и посредством «прямого эфира» через наушник рассказывает зрителям с проблемами зрения о том, что происходит на сцене.

Играли в темноте

Не менее серьезный ажиотаж вызвала постановка многократного обладателя «Золотой маски», режиссера Евгения Ибрагимова – «Степной ноктюрн, или Между закатом и рассветом». Спектакль без слов, построен только на чувственном восприятии и играется в кромешной темноте для 18 зрителей.

В маленьком зале зритель шаг за шагом должен двигаться сквозь темноту – за тусклым лучом света, который используется в постановке в качестве безмолвного проводника. Спектакль построен на жестах, мимике и музыке, в которой слышен щебет птиц, волчий вой, топот лошадиных копыт, звон клинков и военные кличи. Из всех этих символов складываются образы доблести и свободы.

– Я думал над тем, чтобы ввести в спектакль слова, чтобы более точно отражать суть происходящего. Но в последний момент передумал. Зачем? Ведь если мы выступаем на сценах других стран, наш язык вряд ли будет понятен зрителям, – объяснил режиссер Евгений Ибрагимов.

Для самых маленьких

Для самых маленьких зрителей – детей от двух лет – тоже поставили спектакль. Режиссер Кристина Линдгрен совместно со своей театральной компанией Dieserud/Lindgren привезла «Зоопарк драконов». Они на сцене воронежского драмтеатра представили волшебный зоологический сад, в котором обитают драконы. Малышам рассказали, как живут эти фантастические существа, какие звуки они издают. Примечательно, что в постановке не было никакой сюжетной линии, поэтому даже самые маленькие зрители могли насладиться искусством.

Кроме того, в этом году «Маршак» показал спектакль «Племянник», в котором главную роль играл мальчик с синдромом Дауна. Глядя на этого удивительного героя, зрители поняли, как легко ощутить счастье, которое окружает каждого из нас, и открыться огромному и прекрасному миру.

Итоги фестиваля были подведены 6 ноября. Руководитель регионального департамента культуры Эмилия Сухачева на церемонии закрытия отметила, что в течение десяти дней на разных театрально-концертных площадках города были представлены спектакли, несущие идеи гуманизма, нравственности и человечности – именно те идеи, которыми пронизано все творчество Маршака. Особую благодарность организаторам фестиваля и его зрителям выразил внук Самуила Яковлевича – Александр Маршак. Он передал приветственный адрес в дирекцию форума, в котором высказал глубочайшую признательность всем, кто имеет отношение к этому воронежскому празднику.

В тот же день дирекция фестиваля заявила, что ждет гостей в будущем году – на четвертом «Маршаке».

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото дирекции фестиваля