2024-09-23

Дмитрий Соломаха рассказал об основных направлениях работы Госжилинспекции Воронежской области

Дмитрий Соломаха рассказал об основных направлениях работы Госжилинспекции Воронежской области
Одним из главных направлений работы ГЖИ Воронежской области Дмитрий СОЛОМАХА в ходе брифинга 3 марта назвал работу с управляющими организациями и донесение до них требований, предъявляемых к ним законодательством, и претензий жильцов.

На стороне граждан

Эта работа идет по двум направлениям: на основании жалоб от граждан на бездействие УК и доведение до управляющих компаний всех новшеств.

– Если со стороны граждан в надзорный орган поступает жалоба, то мы доносим в управляющие компании предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и неприемлемости уклонения от выполнения обязательств, возложенных на них договором по управлению многоквартирным домом. Напоминаем им об их обязанностях в части проведения обследования внутренних систем дома – газовых систем, вентиляции, подвалов, – пояснил Соломаха. – После этого уже в рамках контрольной деятельности совместно прорабатываем порядок и сроки исполнения проверок. Мы прежде всего – на стороне граждан, – акцентировал внимание журналистов спикер, посетовав, что жалобы в отношении УК связаны с тем, что жильцы не видят со стороны управляющих организаций человекоориентированного подхода.

Чтобы обратиться в ГЖИ с претензией к УК, совсем не нужно собирать подписи под коллективной жалобой, достаточно обращения одного жителя дома, чтобы инспекторы пришли с проверкой.

– Если есть нарушение, то выпишем предписание на устранение, затем проверим исполнение и привлечем к административной ответственности, – пояснил Дмитрий Соломаха.

Написать обращение в ГЖИ Воронежской области можно через официальный сайт или воспользовавшись единым порталом госуслуг. Остается и вариант простого письменного обращения по почте, но в этом случае, прежде чем начать проверку, инспектор должен идентифицировать личность заявителя. Законодательством определены сроки рассмотрения обращений. Обычно это 30 дней, но все зависит от сложности вопроса, возможно, ответ придет и раньше, в среднем, как уточнил руководитель ГЖИ, на это требуется 20 дней.

Гражданин, обратившийся с жалобой в Госжилинспекцию Воронежской области, о планируемой проверке получит уведомление не только по телефону, но и на электронную почту, потому что далеко не всегда удается дозвониться заявителю. Как результат, житель дома может лишиться возможности присутствовать при инспекционной проверке. По закону граждан должны оповещать о визите проверяющих за 24 часа.

Отпискам – нет

Что делать жильцам, если они обращались в ГЖИ с жалобой, но, по их словам, получили лишь «отписку», поинтересовались журналисты у спикера.

– Не всегда собственники правы, утверждая, что получили «отписку». К примеру, несогласие граждан с начислением платы не является «отпиской» инспекции, так как граждане не всегда информированы о требованиях и порядке начисления платы, определенных действующим жилищным законодательством, – пояснил руководитель ГЖИ. – В случае если собственники недовольны ответом, заявитель может позвонить исполнителю по указанному в ответе телефону и уточнить подробности, а также задать дополнительные вопросы.

Также он сообщил, что подчиненным дано указание не давать «замысловатые» ответы, не «лить воду», так что суть ответа становится непонятна заявителю, а излагать ситуацию понятным языком и кратко.

Махинации с переходами

Дмитрий Соломаха озвучил такие цифры: ежемесячно ведомство получает около двух десятков протоколов общих собраний с решением о переходе в другую обслуживающую организацию.

Чтобы предупредить и вовремя выявить факты несанкционированного перехода от одной УК к другой, в конце 2022 года ГЖИ Воронежской области ввела практику публикации на своем сайте информации о поданных в инспекцию протоколах общих собраний, после чего выяснилось, что многие жильцы даже не в курсе, что их дом сменил УК.

– Тут же начинаются звонки от жителей, которые сообщают, что не участвовали в собрании, но при этом их подпись в протоколе есть, – рассказал руководитель ГЖИ. – Мы вычитаем все голоса не принимавших участие заявителей из предоставленных нам протоколов собраний. Зачастую после этого собрание теряет статус легитимности, поскольку ему не хватает кворума, и мы аннулируем такие протоколы. Все протоколы, которые могут быть поддельными, мы передаем в полицию для проведения расследования. В случае выявления нарушения закона правоохранительные органы возбуждают уголовные дела.

Махинаторы доходят до поистине абсурдных выходок – подделывают подписи якобы инициаторов собраний.

– Только недавно был пример. К нам обратилась жительница одного из домов по улице Березовая Роща с заявлением, что в документах она числится как организатор собрания, но на самом деле эта женщина никакого участия в голосовании не принимала, и просила исключить ее голос из кворума за выбор новой УК, – рассказал спикер.

Дмитрий Соломаха озвучил риски «скрытого» перехода в другую управляющую организацию. Во-первых, при таком переходе УК начинает распоряжаться совместным имуществом дома без ведома собственников. Во-вторых, может произойти ухудшение предоставления коммунальных услуг. Кроме того, новая управляющая организация может тайно повысить тариф на свои услуги.

Самым действенным средством защиты от махинаций с протоколами в ГЖИ считают перевод собраний в электронный вид. Тем более, озвучил Соломаха, сейчас нет проблем с тем, что кто-то из жильцов не может пользоваться электронными средствами связи.

Итого

За первые два месяца текущего года в ГЖИ Воронежской области поступило 5,5 тыс. обращений от граждан по поводу ненадлежащего исполнения управляющими компаниями своих обязанностей: 3200 обращений – в январе и 2300 обращений – в феврале. За весь 2022 год сотрудники ГЖИ региона обработали порядка 33 тыс. заявлений от граждан.