2024-04-27

Дистанционное обучение в вузах Воронежа: можно ли получить диплом, не выходя из дома?

Дистанционное обучение – сравнительно молодая форма организации учебного процесса, представляющая собой полный комплекс образовательных услуг, который предоставляется удаленно.
Дистанционное обучение – сравнительно молодая форма организации учебного процесса, представляющая собой полный комплекс образовательных услуг, который предоставляется удаленно. Впрочем, отдельные вузы России активно ее внедряют, а за рубежом – это уже давно известная практика.

Корреспондент «Горкома36» решил выяснить, как развивается «удаленка» в высшей школе Воронежа, и обратился за разъяснениями в ведущие вузы столицы Черноземья.

В качестве дополнения

Один из самых крупных и старейших университетов Воронежа – ВГУ – дистанционную форму обучения использует в качестве дополнительного, а не основного. В вузе работает портал «Электронный университет ВГУ», где на данный момент – более 1000 электронных учебных курсов: те, что можно пройти в рамках международных проектов, подготовительные и курсы с так называемым свободным доступом (открытые электронные курсы. – Прим. авт.). К примеру, любой желающий может ознакомиться с отдельными лекциями факультетов компьютерных наук, биолого-почвенного, фармацевтического, химического, филологического и экономического, причем – совершенно бесплатно. Для этого нужно только авторизоваться.

Другая информация доступна лишь студентам вуза и его абитуриентам.

В Воронежском государственном педагогическом университете удаленно можно обучиться иностранным языкам, психологии и логопедии. Срок обучения – 5 лет, в приложении к диплому «Дистанционное обучение» указано не будет. В зависимости от выбранной специальности стоимость обучения может достигать 33 280 руб. в год.

В Воронежском опорном университете (ВГТУ) в дистанционной и электронной форме предлагают освоить только часть дисциплин  и только при реализации 24 образовательных программ. Подобная практика также может являться только приложением к традиционному «академическому» образованию бакалавра или магистра.

В Воронежском государственном университете инженерных технологий также нельзя освоить учебные программы, находясь за домашним компьютером. Но здесь действуют образовательные программы с элементами дистанционных образовательных технологий, их используют, когда это целесообразно.

В Воронежском государственном институте физической культуры, если не брать в расчет отдельные курсы по дистанционному повышению квалификации и переподготовке, «удаленка» не осуществляется вовсе. И тому, и другому явлениям, по словам преподавателей вузов, есть объективные причины, которые связаны с недостатками данной образовательной технологии.

Минусов больше, чем плюсов?

– Дистанционная форма обучения – это устойчивый тренд развития системы высшего образования, новая инновационная форма подготовки высококвалифицированных кадров, поэтому ВГУ активно подключается к этому актуальному направлению, – отмечает ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий. – Но есть и несколько существенных минусов. К примеру, получение качественного образования в естественно-научной, инженерной и медицинской сферах просто невозможно без личного контакта с преподавателем.

– Как правило, получать знания удаленно предпочитают студенты заочной формы обучения или люди с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее у всех студентов есть выбор, но они зачастую делают его в сторону непосредственного общения с преподавателем, так как уверены в том, что это позволяет получить более глубокие знания, – добавляет ректор опорного университета Сергей Колодяжный.

О минусах, которые перевешивают плюсы, говорят и в Воронежском педуниверсите, который, пожалуй, можно назвать самым развитым в вопросах удаленного обучения.

– Да, дистанционное обучение дешевле обучения в традиционной форме. Среди прочих преимуществ можно выделить также возможность обучаться в любое время и в любом месте, осваивать программу в удобном для себя темпе и без отрыва от основной деятельности. Но надо понимать, что для профессии учителя очень важны коммуникативные навыки, способность работать в команде, взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса. Такие компетенции невозможно сформировать дистанционно, – убеждена начальник управления дистанционных образовательных технологий ВГПУ Лариса Бутова.

– Не стоит забывать, что традиционное обучение дает гораздо больше умений и навыков при получении основного образования, – соглашается ректор института физической культуры Геннадий Бугаев. – В сфере физической культуры и спорта дистанционное обучение практически не применимо, так как даже качественный видеоматериал не сможет заменить общение с педагогом и сформировать у обучающегося навык даже элементарного упражнения.

Кроме того, чтобы дистанционное обучение не стало для студента пустой тратой денег, важно обладать серьезным уровнем мотивации, потому как практически весь учебный материал будет осваиваться вами самостоятельно.

– Это требует ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается далеко не всем, – уверен Сергей Колодяжный.

А дальше – больше

Получается, получить диплом государственного образца, ни разу не появившись в вузе, в Воронеже пока очень сложно.

Впрочем, несмотря на очевидные минусы дистанционной системы образования, воронежские эксперты-практики уверены, что это явление будет только развиваться и крепчать. Так, по словам Сергея Колодяжного, в результате реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в России», который поддерживает президент Владимир Путин, к концу 2025 года число обучающихся, освоивших онлайн-курсы в образовательных организациях, увеличится до 11 млн человек. Задача проекта заключается в том, чтобы люди разного достатка и социального статуса имели равные возможности обучения.

– Любое хорошее начинание можно довести до абсурда, и важно этого не допустить. Кто-то любит читать пьесы, но совершенно иное дело, когда читатель идет в театр и смотрит спектакль с участием замечательных артистов. Прочитать, усвоить, понять – это одно, а увидеть и пережить что-то вместе – совершенно другое. Поэтому дистанционное обучение и традиционное обучение должны быть не вместо, а вместе, должны дополнять друг друга, – подытожил ректор ВГУИТ Евгений Чертов.

Справка «Горкома36»

Самым популярным ресурсом в России является «Открытое образование» – современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами – МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ, МИСиС, НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО. Можно отметить еще около десяти электронных ресурсов, среди которых Универсариум, Национальный открытый университет «ИНТУИТ» и др. Многие российские вузы создают собственные платформы онлайн-образования для своих абитуриентов и в помощь студентам. Обычно стоимость такого обучения – от 30 тысяч рублей.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ