2024-03-29

Дистанции огромного размера: почему многие родители недовольны «образовательными решениями» оперштаба по борьбе с коронавирусом

Дистанции огромного размера: почему многие родители недовольны «образовательными решениями» оперштаба по борьбе с коронавирусом
Еще на неделю региональный оперштаб продлил смешанную форму обучения в воронежских школах, но четко заявил: 30 ноября дети должны вернуться за парты. Соответствующее решение было объявлено в конце прошлой недели. Однако многие родители продолжают протестовать против дистанционки – пандемии они опасаются меньше, чем растущей безграмотности своих детей.

Еще на неделю региональный оперштаб продлил смешанную форму обучения в воронежских школах, но четко заявил: 30 ноября дети должны вернуться за парты. Соответствующее решение было объявлено в конце прошлой недели. Однако многие родители продолжают протестовать против дистанционки – пандемии они опасаются меньше, чем растущей безграмотности своих детей.

Профилактика в динамике

Заседание оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, в ходе которого рассматривали рекомендации Роспотребнадзора и сферы здравоохранения по продлению обучения школьников по смешанной модели, состоялось 20 ноября. Решили: ученики начальных классов продолжают ходить в школу (им необходимо непосредственное общение с педагогом), пятые и шестые классы придерживаются очно-заочного образования (дважды в неделю занимаются за партами, а в остальное время их учебу контролируют учителя с помощью дистанционных средств связи), полный дистанционный режим установлен для всех остальных.

– За последний период в Воронежской области отмечается снижение заболеваемости среди детей школьного возраста и педагогических работников региона. Во многом это следствие введения смешанной формы обучения для школьников и, несомненно, такой результат стал возможен только из-за совместных усилий родителей, педагогов и учащихся по профилактике. Вместе с тем необходимо закрепление наметившейся положительной динамики с сохранением эффекта снижения заболеваемости, – сообщили в областном департаменте образования, науки и молодежной политики.

Опыт не освоили?

Конечно, родители, несмотря на обещанное возвращение детей за парты в конце месяца, тут же схватились за головы: во-первых, многие не верят в такую перспективу, а во-вторых, все убеждены: даже неделя смешанного обучения – это все равно испытание; психологическое состояние детей и родителей остается стабильно сложным.

– Образовательное звено не извлекло уроков из первого опыта дистанционного обучения, – считает многодетная мама из Россоши Марина Агафонова. – Снова все скинули на плечи родителей. Педагоги присылают задания и говорят – делайте, а мы проверим. Я не учитель, но должна сидеть и думать, как решить домашку, а в идеале – объяснить ребенку новую тему.

Особенно это касается алгебры и геометрии. Задания такие, что выполнить их самостоятельно бывает нереально. Среди причин того, почему педагоги не занимаются с детьми на дистанте, Марина Агафонова называет как их нежелание, так и неготовность к работе с образовательными платформами и техническими средствами. Впрочем, в областном департаменте образования «Берег» заверили: «инструменты используются более уверенно и профессионально», причем всеми сторонами образовательного процесса. Но, видимо, не во все места добрался прогресс.

Со временем в организации учебного процесса тоже немало проблем – детям приходится сидеть за мониторами и учебниками, со слов некоторых родителей, по 9-12 часов. Мы попросили департамент образования прокомментировать информацию.

– Школам даны подробные рекомендации по организации образовательного процесса. В основной школе на жестко зафиксированную часть в расписании приходится не более 45% учебного времени в день, и это могут быть разные типы занятий: онлайн-лекция, интерактивное практико-ориентированное занятие, консультация и так далее. А продолжительность непрерывного использования компьютера составляет: для учащихся 1-2 классов – не более 20 минут, для 3-4 классов – не более 25 минут, для 5-6 классов – 30 минут, для 7-11 классов – 35 минут, – пояснили в департаменте. – Работать с информацией, выполнять тематические задания, проектную и исследовательскую работу учащиеся могут в удобное для себя время.

Громче всех

Помимо «стандартного набора» вопросов, связанных со школьным дистантом, воронежских родителей волнуют и более сложные вещи – по их мнению, программа прошлого года осталась фактически неусвоенной.

– Моя дочь выпустилась в этом году и поступила в медицинский, но на платное отделение. Мое мнение такое, что школы все-таки недодали детям необходимых знаний на финальном этапе, не подготовили их должным образом к ЕГЭ. Да, говорят, что нужно было готовиться все 11 лет, чтобы хорошо написать госэкзамен, и я с этим согласна тоже, но все же непосредственная подготовка в выпускном классе крайне важна. Мы ЕГЭ сдали хорошо, но чуть-чуть недотянули до бюджета. Уверена, что, если бы не дистант, результат был бы другим, – говорит координатор Воронежской областной общественной благотворительной организации «Многодетная семья» в Ленинском районе Ольга Шакина.

Любопытно, что в Нововоронеже, несмотря на смешанную модель обучения и активные сборы подписей против нее, сумели решить вопрос с подготовкой выпускников текущего учебного года к экзаменам. В конце прошлой недели отец двоих детей, входящий в состав родительского комитета, Павел Мартыненко обратился к местным «образованцам» и главе района с просьбой сохранить очные консультации для выпускников. Предложение, по словам руководителя родительской группы, сочли разумным и обещали ему последовать. Павел Мартыненко уверен: именно так должен выглядеть конструктивный диалог власти и населения.

А двумя неделями ранее по городам России, в том числе и по Воронежу, прокатились акции против смешанной формы обучения – в виде единичных пикетов и писем протеста. О них родители заявляли в своих социальных сетях и писали в официальной группе департамента. Проанализировав сообщения под постом департамента, где разъяснялся порядок перевода школьников на удаленное обучение, мы выбрали, по нашему мнению, самого активного пользователя, демонстративно заявлявшего о готовности выходить на одиночные пикеты против дистанта, и связались с ним. Попытку выстроить конструктивный диалог можно считать неудавшейся: сложилось ощущение, что эта женщина не преследует целей улучшения образования.

Тем не менее волнения родителей, выходивших на пикеты или просто ратующих за возвращение детей в школы, понять можно: из уст более рациональных спикеров звучали аргументы, имеющие под собой почву. Многие из числа противников заподозрили власти в формировании новой образовательной реальности, так как 18 ноября в Госдуме должны были обсудить законопроект «О внесении поправок в ФЗ «Об образовании» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Отметим, что президент еще в мае назвал слухи относительно данного законопроекта провокацией.

Воронежские родители высказали также опасения, что в стране могут ввести массовый и долгосрочный дистант, основываясь на заявлениях, которые их заставили написать в школах. Не понимают: если это только рекомендация, тогда зачем?

– Среди наших родителей оказались те, кто не хотел писать заявление о переходе на дистант, опасаясь, что дистанционные технологии введут навсегда. Тут мое мнение такое, что важно правильно составлять даже «рекомендательные» документы – мы в обязательном порядке указывали срок, в течение которого соглашаемся на смешанное обучение, – поясняет Ольга Шакина.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ