2024-12-23

Дирижер Юрий Симонов на воронежском Платоновфесте: «В стране есть вещи важнее культуры»

В рамках Платоновского фестиваля искусств в Воронеже выступил Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением дирижера Юрия Симонова.


В рамках Платоновского фестиваля искусств в Воронеже выступил Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением дирижера Юрия Симонова. В первом отделении музыканты исполнили симфонию №7 Сергея Прокофьева, а во втором – произведения других отечественных композиторов.

– Юрий Иванович, у вашего оркестра – широкий репертуар. Расскажите, почему решили в Воронеже играть Прокофьева, Шостаковича, Свиридова?

– Когда Академический симфонический оркестр Московской филармонии приглашали выступать на Платоновский фестиваль, сразу сказали, что надо представить музыку композиторов, которые творили в одно время с Андреем Платоновым. Как мне кажется, мы выдержали стиль. Публике этот концерт будет очень интересен, потому что это концерт без солиста.  Обычно зрители идут на солистов или вокалистов, и мы предлагали кого-то, кто с нами сыграет. Но не захотели. Приятно, когда оркестр приглашают не из-за солиста, а как самостоятельную творческую единицу. Оркестр Московской филармонии – это уже лейбл, творческая заявка.

Симфония № 7 Прокофьева – это гениальное произведение. Оно оптимистичное, лиричное, о советской молодежи, которая многого не имела, но была счастлива. И я сегодня особенно счастлив, что имею то, чего не имел 50 лет назад. Эта симфония про юность, «Артек», пионерские лагеря, любовь, дружбу… Это очень искренняя симфония, в ней нет никакой дипломатии, влияния бизнеса, никаких современных глупостей. Только искренность, сердечность и открытость. Этим симфония выделяется среди всей симфонической литературы. Ну, а во втором отделении концерта разбросаны произведения композиторов-«бриллиантов». Уверен, что публика все поймет. Воронеж, на мой взгляд, очень серьезный и культурный город.

– Как правильно и надо ли популяризировать классическую музыку в молодежной среде?

– Обязательно! Сейчас к музыкальному искусству относятся как к развлечению, а раньше – как к духовной жизни народа. Это был совсем другой уровень. Наш оркестр старается это сохранить. Поэтому мы и имеем в названии «академический». Это означает высокопрофессиональное и духовное искусство.

Чтобы популяризировать, нужны не только деньги, но и носители этой идеи. Для этого нужны очень хорошие оркестры, дирижеры, хорошая реклама, лекторы, которые могут что-то подсказать и объяснить, и, разумеется, хорошие условия для всего этого. Вот на этой площадке, где мы играем (в Театре оперы и балета – прим. авт.) плохие условия для игры, потому что хорошую симфоническую музыку на сцене с тряпками по бокам не играют. Такое впечатление, что мы в провинциальном клубе находимся. Хотя это шикарный театр, но здесь должны идти оперные спектакли, а не симфонические концерты.

Симфонические концерты должны идти в зале с хорошей акустикой. В Японии, например, приезжаешь в любую деревню, и там хорошие концертные залы из дерева с шикарной акустикой. Мы еще до этого не дошли, потому что у нас есть более серьезные и важные вещи – военная промышленность, ЖКХ, сельское хозяйство. На это государство дает деньги. И это надо ценить.

Но я уверен, что пройдет еще несколько лет – и займутся культурой тоже. Под ней я понимаю, конечно же, не эстраду, а классическую музыку. Но для этого нужно подготовить хорошие кадры, в том числе хороших дирижеров, которых в стране почти нет.  Оркестранты плохо подготовлены. Если вы были на нашей репетиции, вы могли видеть, как строго я работаю с музыкантами, потому что они отвлекаются, видят эту жизнь вокруг. Но им важно сосредоточенно заниматься, и это тоже моя забота. Они хорошие музыканты, потому что я не позволяю им расслабляться. Но таких руководителей, как я, мало. А что случится, когда меня не станет? Я испытываю большое волнение за уровень оркестровой игры и дирижерства в будущем. 

– Наши региональные эксперты отмечают рост интереса к духовым инструментам у молодежи (у нас проходит фестиваль «Воронежские духовые ассамблеи», например), да и в целом говорят об омоложении солистов в инструментальном исполнительстве. А как в вашей профессии дирижера?

– Тенденция на ухудшение, но мы стараемся ее тормозить. В июле я наберу мастер-курс в Москве, приглашу 12 человек поработать с нашим оркестром – в активе, еще 30 человек – в пассив, они будут смотреть.  А в ноябре начнется третий Всероссийский музыкальный конкурс, где есть секция дирижеров. Со всей страны отберут 20 человек, который станут участниками первого тура. В результате останутся только четверо, они пройдут в финал, но только один станет лауреатом. На первом конкурсе победителем стал мой ученик, на втором – мы никому не дали первое место, так плохо было с кадрами. В этом году, надеюсь, конкурс будет гораздо сильнее.

Фото Андрея Парфенова