2024-10-02

Директор Воронежского концертного зала Юрий Смышников – о назначении на пост, многозадачности и хитросплетениях судьбы

Директор Воронежского концертного зала Юрий Смышников –  о назначении на пост, многозадачности и хитросплетениях судьбы
Будет ли многими любимый артист Юрий Смышников совмещать работу на драматической сцене и директорство в ВКЗ, какие задачи к исполнению ему поставили в департаменте культуры и каково это для творческого человека – вникать в хозяйственные вопросы? Об этом и многом другом – в первом эксклюзивном интервью новоиспеченного директора порталу «Горком36».

Про творчество и финансы

– Вы уже приняли дела? Чем будете заниматься на посту?

– 20 января я был представлен коллективу Воронежского концертного зала в новом статусе – директора. Мне было очень волнительно, гораздо легче отыграть спектакль. Со всеми, кто здесь работает, мы знакомы либо пересекались, а это особая ответственность. Получилась теплая встреча в дружественной, семейной обстановке. Это подсказало мне, что у нас получится работать в одной команде. Здесь служат люди, которые готовы помочь и поддержать, особенно на старте, потому что, конечно, будут моменты, которые мне не знакомы и с которыми мне предстоит разобраться. А ведь, как сказал Пастернак в своем стихотворении, «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

В первый же день понял, что вникать мне придется во все направления, начиная от уборщицы, заканчивая первыми замами. ВКЗ – это огромный организм. Это прокатная площадка, куда приезжают артисты из других регионов с гастролями. Есть наши коллективы, симфонический оркестр под управлением Юрия Андросова, эстрадный хор «FERMATA». У нас есть госзадание. В ВКЗ базируется студия «Театральная, 17», у нас «Зеленый театр» в Центральном парке. Надо составлять программу, графики репетиций. Мы пишем заявки на гранты. Вот это все – про творчество, где ничего такого нового для меня нет, потому что я пришел в культуру, где и так занят уже 26 лет. А новое – это финансы и бухгалтерия, потому что у меня нет экономического образования, тут множество тонкостей. Но, пообщавшись с коллективом, понял, что у нас очень сильный финансовый блок. В общем, думал, что на второй день сойду с ума, но нет – полет нормальный.

– Творческих людей нередко тяготит административно-хозяйственная работа. Вам правда будет интересно этим заниматься?

– Понимаете, человек-то я очень хозяйственный, не только театром занимаюсь. Прекрасно справляюсь с бензопилой, могу что-то из дерева сколотить, построить что-то могу. Много чем в жизни приходилось заниматься. Отец с детства учил и молоток в руках держать, и пистолет (отец Юрия Смышникова военный – прим. авт.). Мне это все интересно. Мне нравится, что в ВКЗ есть движение, перспективы, занимательные проекты.

«Мы здесь стартанули»

– Расскажите, что вас связывает со зданием Воронежского концертного зала.

– Когда я учился в институте искусств, все занятия по актерскому мастерству проходили у нас в стенах театра драмы им. А. Кольцова – еще в старом зеленом здании. А когда построили ВКЗ, мы почти сразу перебрались сюда, а то здание обнесли забором и поставили на длительную реконструкцию. Начиная со второго курса я был зачислен в труппу театра драмы и уже выходил на сцену. Наши первые работы – «Женитьба Фигаро», «Доходное место» и другие – мы играли именно в ВКЗ. Мы стартанули здесь как артисты. А в буфете ВКЗ наш курс отмечал свой выпускной.

Больше скажу: в одном из кабинетов, где сейчас располагается бухгалтерия, в течение года я жил. У меня тогда не было своего жилья, место в общежитии тоже не могли предоставить, но мне дали для проживания гримерку. И было не раз, что мне приносили костюм, а я снимал домашние тапочки и сразу выходил на сцену. Вечерами бродил по фойе ВКЗ, размышлял…

В кабинете, который сейчас мой, сидел директор драмтеатра Игорь Чижмаков, в соседнем – худрук театра и мой мастер Анатолий Иванов. Многих потрясающих артистов, у которых я учился, моего мастера уже нет в живых, но их атмосфера тут сохранилась, я ее чувствую. Так что для меня это здание родное, тут нет ничего нового для меня. Оглядываясь сегодня назад, хочется сказать только одно: как интересна порой бывает жизнь.

– Неужели, проводя в ВКЗ вечера и ночи, никогда не представляли себя в кресле директора?

– Не допускал и мысли! У меня была другая задача. Всегда хотел стать достойным и востребованным артистом. Не смог бы стоять с алебардой и говорить: «Кушать подано» или «Пойдемте играть в фанты, господа». Мне хотелось играть серьезные роли и играть так, чтобы мне за них не было стыдно.

Когда случайно проходишь мимо кассы и слышишь, что зритель спрашивает: «А Смышников занят в этом спектакле?» – это для меня важнее всяких званий, потому что это прямое доказательство того, что люди хотят тебя видеть на сцене.

Пауза в театре?

– У вас довольно большая занятость на сцене. Ваш график и репертуар будут скорректированы или вам придется оставить работу в драмтеатре?

– Все поздравления с назначением, которые получал, даже от незнакомых людей в соцсетях, заканчивались одинаково: «Неужели вы перестанете играть?» На это даже обратила внимание администрация драмтеатра и на своем официальном ресурсе написала, что играть я буду. Мне приятно, что Мария Александровна Мазур (руководитель областного департамента культуры – прим. авт.) оказалась не только не против такого совмещения, а даже лично на этом настояла.

– И все же: от чего-то пришлось отказаться? От ролей, ведения общегородских мероприятий, частных заказов?

– На малой сцене драматического театра режиссер Никита Рак сейчас репетирует спектакль «Сережа очень тупой». Мне дали в нем роль, это совпало с моим назначением. Я обратился к Владимиру Сергеевичу (Петрову – художественный руководитель театра – прим. авт.) и попросил дать мне «воздух», время, чтобы освоиться. Сейчас провожу в ВКЗ каждый день с 9.00 до 18.00 – то на встречах, то с документами. Это же не только творчество, но и административно-хозяйственная деятельность. Но я знал, на что соглашаюсь, поэтому намеренно взял эту паузу – пока не готов брать новые роли. Понимаю, что моя жизнь сейчас круто изменится, ее темпоритм. Взвесил все, заглянул внутрь себя и понял, что пока у меня хватает на это энергии. Вот от роли пришлось отказаться.

Что касается событий, то есть настолько важные, которые наверняка оставить пока не смогу. Это мероприятия общегородского или областного масштаба, очень ответственные, и пока просто нет замены. Не каждый знаком со структурой ведения, способен написать сценарий, сориентироваться на месте, если, пока ты идешь к микрофону, меняется фамилия выступающего. Ведущий должен представить человека с должностью, а для этого надо знать людей. В этом плане я для многих комфортен. Думаю, что для этих целей нужно будет кого-то воспитывать. Однозначно не смогу все замкнуть на себе. Честно говоря, я бы уже хотел отказаться от ведения, с радостью передал бы это знамя в талантливые руки. А от частных заказов давно стараюсь уйти. Свадьбы уже не веду, но иногда соглашаюсь на корпоративы крупных компаний, приуроченные к юбилейным датам. Это само по себе редкость, это же не каждый месяц происходит.

– Новые роли – это всегда репетиции. Сейчас вы отказываетесь, но ведь и потом работы в ВКЗ у вас меньше не станет…

– Команда ВКЗ – это очень опытные специалисты, которые много лет здесь работают и знают всю специфику. Я точно знаю, что могу на них положиться. Так что время на актерскую деятельность с такими профессионалами у меня будет.

Ставка на рекламу

– Какие задачи поставлены перед вами департаментом культуры? Каких изменений от вас ждут?

– Мария Александровна (Мазур – прим. авт.), когда мы обсуждали мое возможное назначение, сказала, что ВКЗ – место замечательное, его любят люди. Но хочется, чтобы о нем как можно больше узнавали, в том числе в других регионах. Это площадка с уникальными возможностями, достойная того, чтобы о ней знали далеко за пределами Воронежской области. Поэтому, конечно же, необходимо более внимательно и творчески подходить к работе с рекламой. Необходимо создавать для зрителя максимально комфортные условия в информационном плане для удобства в приобретении билетов. У меня уже есть идеи, в частности по взаимодействию с приезжими звездами, чтобы они мне в этом помогали. Также будем прорабатывать гастрольные вещи.

Так что пожелание от руководства одно – чтобы в концертном зале кипела творческая жизнь.

– «Ребята, подумайте, в ту ли дверь вы постучали?» Вам знакома эта фраза? Как думаете, вы сделали правильный выбор?

– Да! Это фраза, которую нам все время повторял наш мастер. Я на ней вырос, очень правильная фраза. Ведь прежде чем за что-то хвататься, надо все взвесить. Уже давно не принимаю спонтанных решений. У меня не было какой-то эйфории от слова «директор». Это вообще не про меня! Быть директором – значит быть ответственным. Все время посвящаю себя выбранному делу целиком. К примеру, как-то попросили меня быть педагогом – один час в неделю, но мои занятия шли три, четыре часа. Пока задают вопросы, я с ребятами. Начинал объяснять, показывать, а время идет. Я забывал про семью, дом, все время посвящал этому. Может, так и надо. Но тогда это так не могло продолжаться.

И вот сейчас я к этому абсолютно готов. Супруга трудится, сын стал самостоятельным человеком, служит в театре Олега Табакова и сам зарабатывает. Поэтому сидеть на диване и смотреть телевизор – не моя история. Мне хочется что-то полезное делать, что людям нужно. Поэтому подумал и сказал себе: «Юр, ну пока есть силы, пока глаза горят, пока с людьми интересно, надо в новое русло направить свою энергию». Да и потом – мне 45. У мужчин в эти годы наступает кризис среднего возраста, а лучшее лекарство, как известно – смена деятельности.

– Вы предвидели у себя кризис среднего возраста?

– Я просто перестраховался (улыбается).

Ирина ЛАЗАРЕВА