Тема развития туризма с каждым годом становится все более насущной. Не отстает от федеральных трендов и столица Черноземья: в июне 2016 г. в областном центре было создано муниципальное бюджетное учреждение «Туристско-информационный центр Воронежа» (МБУ «ТИЦ»). Какие задачи ставит перед собой эта организация, чем наш город способен привлечь туристов и почему россияне скоро захотят посетить Воронеж, корреспонденту «Горкома» рассказал директор центра Геннадий Малыш.
Нарастить обороты
- Геннадий Васильевич, «Туристско-информационный центр» был создан относительно недавно. Какие основные цели ставит в своей работе структура, каковы ее полномочия – если уйти от бюрократического языка? Что она даст воронежцам и самому городу в части привлечения туристов?
- Начнем с того, что ТИЦ – это международная система, распространенная по всему миру. Фактически речь идет о дополнительном сервисе для туристов, которые путешествуют самостоятельно или в составе групп – это информационное бюро, действующее по принципу «одного окна». Информационный центр аккумулирует у себя всю базу сведений: коллективные средства размещения (гостиницы, отели, пансионаты и т.д.), достопримечательности и интересные для туристов объекты, в том числе нестандартные и креативные маршруты, даже экстремальные.
Основная задача, которая на сегодняшний день стоит перед ТИЦ Воронежа – формирование прежде всего координационной политики, нацеленной на прием туристов. За прошедшие несколько месяцев, общаясь с крупными туроператорами на федеральном уровне, мы выяснили, что основная причина, по которой они не возят сюда массовых туристов, заключается в недостатке информации.
- Для рядовых туристов или для специалистов отрасли?
- В первую очередь для туроператоров. Проблема очень схожа со сложностями сельхозпроизводителей: помимо того что нужно вырастить курицу или собрать зерно, необходимо потом попасть со своей продукцией на прилавок. Аграриям не всегда выгодно работать с торговыми сетями (уровень рентабельности немного ниже), но есть и очевидные плюсы: твой товар попадает не на один прилавок, а сразу во все точки – то есть наращиваются обороты. В туризме схожие механизмы. Международный туристический рынок построен на базовых принципах: есть туроператоры, у которых существует множество агентов.
Туризм – это бизнес, и в нем действуют те же принципы, что и в других сферах. Например, крупному туроператору все равно, в какой регион везти людей: будет это Воронежская или Липецкая области, непринципиально. Для них важно другое: есть ли в этом регионе интересные для туристов места и достопримечательности, развита ли гостиничная сеть. И, конечно, в основе всего – сколько можно на этом заработать.
В течение нескольких месяцев с момента создания нашего центра мы постоянно общаемся с туроператорами – на специальных встречах, на выставках – и выстраиваем с ними связи. И результаты есть: порядка 12 крупных туроператоров проявили заинтересованность к региону. Мы сейчас разговариваем с ними о возможности включения маршрутов в Воронеж и Воронежскую область в предлагаемые ими туры – причем уже в 2017 г. Кроме того, подбираем для этого здесь принимающую сторону.
- И сколько туристов ежегодно посещают город и регион?
- По официальной статистике Росстата, за 2015 г. в Воронеже побывали чуть больше 500 тыс. туристов – как с целью отдыха, так и в рамках деловых поездок и командировок. Сегодня нет методики дифференцированного подсчета, она разрабатывается и в 2017 г., надеюсь, будет принята на федеральном уровне, чтобы разделить эти группы совершенно разных туристов. А пока надо признать, что процент, приходящийся на массовый туризм – достаточно низкий. На сегодняшний день люди приезжают в Воронеж чаще всего с деловыми целями. Хотя известный турсервис Booking отметил, что за последний год произошел рост интереса пользователей, которые направляются в Воронеж именно отдыхать. И увеличение существенное – примерно в два раза по сравнению с 2014 г.
Кстати, сегодня мы планируем проработать новую модель партнерства с Booking: от простого «бюрократического» соглашения до изменения самой концепции представления Воронежа – чтобы люди, заходя на этот ресурс, могли познакомиться с городом, его возможностями. Мы хотим раскрыть самые «вкусные» и интересные идеи – естественно, для привлечения туристов. Если все пойдет по плану, то запустить этот проект сможем уже в первой половине 2017 г. Мы активно готовимся к двум всероссийским отраслевым выставкам, которые пройдут в конце марта – на них рассчитываем представить обновленную маркетинговую модель, которая позднее превратится в территориальный бренд.
Свое Золотое кольцо
- Понятие территориального бренда очень широкое и довольно размытое. О чем именно идет речь и для чего он нужен?
- Территориальный бренд – это централизация информации. Самый яркий пример – Золотое кольцо, которое в следующем году отметит свое 50-летие. Есть и другие известные примеры – Серебряное ожерелье, Великий Волжский путь. Мы хотим предложить в этот ряд и свой проект. Название еще точно не определено: есть несколько вариантов, которые мы сейчас обсуждаем с воронежскими краеведами. Задача состоит в том, чтобы концепция территориального бренда объединяла все существующие маршруты в регионе. Сейчас наши туроператоры и агентства, которые занимаются приемом туристов, действуют разрозненно – никакой общей системы нет. Мы предлагаем объединить всю информацию, которая может потребоваться путешественникам по поводу имеющихся в регионе маршрутов, в одном месте.
- А как это будет выглядеть? Речь идет о каком-то буклете или о сайте?
- Это целый комплекс, объединяющий информацию для туроператора. По большому счету, это наша презентация – несколько красочных буклетов, интернет-ресурс, полиграфия. А операторы смогут разослать эти материалы своим агентам по всей России – хотя нас, конечно, в первую очередь интересуют территории от Москвы и севернее. То есть потенциальные туристы, которые могли бы приехать в Воронеж по трассе М-4.
- То есть чисто логистический момент?
- Да, на первые 2-3 года мы ставим себе задачу охватить именно эту целевую аудиторию. Впоследствии, конечно, планируем расширить свои интересы – в том числе на иностранных туристов. Сегодня в Воронеже есть гиды, способные провести экскурсию на английском и испанском языках – этим надо пользоваться. Сложнее с немецким – есть всего пара человек, которые могут быть задействованы.
- Неужели в миллионном городе нет достаточного числа гидов?
- К сожалению, пока нет. Надо понимать, что экскурсовод и просто сопровождающий – это разные люди. Сейчас у нас нередко эти две параллельные специальности принято объединять, что совершенно неправильно. Экскурсовод, помимо владения языком, должен совмещать в себе знания по краеведению, навыки психолога и даже политический такт. Например, как рассказать венгерской группе об истории Воронежа в годы Великой Отечественной войны – не умалить заслуги нашего города и не обидеть чувства туристов? От того, насколько деликатно экскурсовод подаст такие печальные страницы истории, во многом зависит впечатление, которое иностранцы увезут с собой от Воронежа в целом.
- А если вернуться к бренду – когда планируется его разработать?
- В течение 2017 г. Но пока мы говорим о маркетинговой модели – это первый шаг в создании нашей концепции. В рамках этой модели будет объединена информация о существующих туристических маршрутах, сведения об их востребованности. Плюс средства размещения: гостиницы, отели, хостелы, пансионы. Но на предварительном этапе, о котором мы говорим, в модель войдут далеко не все отели – мы хотим сделать ставку на крупные гостиницы.
- Почему?
- Во-первых, такие отели – крупные налогоплательщики, так что город будет получать за их счет дополнительный доход. Второй момент: значительно проще отследить качество сервиса. Сейчас крупные гостиницы находятся в жесткой конкуренции друг с другом, поэтому и уровень предоставляемых услуг растет. Недавно обсуждали эту тему со столичными туристами: сервис в воронежских гостиницах их приятно удивил.
Не только для своих
- Геннадий Васильевич, но по различным маршрутам внутри региона ездит и множество местных жителей.
- Действительно, сейчас весь воронежский туристический рынок построен на внутреннем потребителе: например, только детскими группами занимаются около 50 компаний и еще порядка десятка работают с профсоюзами организаций. Можно ли их назвать туристами? Внутренними – пожалуй, но это не тот сегмент, на который мы ориентируемся: эти группы не дают загрузки отелям, или в случае со взрослыми людьми – ресторанам. Да, проходят какие-то мероприятия, покупаются билеты в музеи, но отрасль в целом не развивается. Поэтому мы и нацелены на внутрироссийский въездной туризм, чтобы люди из других регионов посещали нашу область.
- А что мы можем предложить россиянам?
- Прежде всего турист едет за эмоциями. Интересы у всех разные: кому-то хочется спокойно осмотреть достопримечательности, другим нужен экстремальный отдых. И здесь нам тоже есть что предложить: сейчас набирают популярность маршруты в так называемую Донскую Сахару. Данная пустыня с настоящим кварцевым песком находится в Петропавловском районе – по оценкам специалистов, это один из самых северных подобных объектов во всем мире! Единственное отличие от той же Сахары (кроме температуры, конечно) – вместо пальм у нас растут ели и сосны.
- И это направление пользуется спросом у туристов?
- Безусловно! Сюда организовано несколько интересных маршрутов на джипах, и люди с удовольствием открывают для себя новые места. Должен сказать, что экстремальные виды туризма сегодня вообще активно развиваются: в районе Гремячьего можно прыгнуть с парашютом или полетать на воздушном шаре.
- На чем хотелось бы сосредоточиться в дальнейшем?
- Наиболее перспективный вариант на ближайшее время – это туры выходного дня. Скоро зима, и мы знаем, что на длительный отдых в этом сезоне стараются ехать в теплые страны. На звание столицы новогодних праздников Воронеж претендовать тоже вряд ли будет – в последние годы погода нас здорово подводит. На этом фоне провести уик-энд в Воронеже – прекрасная идея. И направлений может быть масса: и гастрономические, и событийные, и театральные туры – к нам приезжают специально для посещения театра оперы и балета, драмтеатра им. Кольцова, Камерного театра.
Сейчас в регионе создано около 100 различных маршрутов – это немало. Но многие из них дублируются: например, туры в Дивногорье включают посещение самого заповедника и одного из монастырей. В зависимости от пожеланий туристов маршрут может меняться: например, после посещения монастыря многие хотят заехать в музей молока или на детскую железную дорогу в Лиски. Аналогично строятся туры и в близких к Воронежу районах: некоторые агентства комбинируют поездку в замок принцессы Ольденбургской с посещением биосферного заповедника. Есть несколько точек притяжения туристов, своеобразных «якорей», которые учитываются при создании маршрутов.
- Но Дивногорье, Рамонский замок и биосферный заповедник – объекты региональные. А есть ли подобные «якоря» в черте Воронежа?
- Конечно. Это и корабль-музей «Гото Предестинация», и памятник Котенку с улицы Лизюкова. Это настоящие бренды федерального уровня – большинство туристов с удовольствием посещают эти объекты, фотографируются возле них. Еще раз скажу: турист едет за эмоциями, поэтому очень важно, чтобы принимающая сторона грамотно сочетала крупные и небольшие объекты, памятники старины и современные инсталляции. Сегодня турист молодеет – так что гид обязательно должен знать, где лучшее место для селфи, с какой точки получится самая захватывающая фотография. Это требование времени.
- Сейчас во многих городах появляются даже отдельные селфи-памятники, фото с которыми потом показывают друзьям.
- Именно. И в Воронеже такие объекты тоже есть: помимо «Гото Предестинации» и памятника Котенку, это и скульптура Бима у театра кукол, и «Незнакомка» на Плехановской. Вариантов множество. Мы надеемся, что за 2017-2018 гг. мы сможем качественно увеличить поток туристов в регион примерно на 30% - то есть ориентируемся на уровень порядка 800 тыс. человек в год. Но рост, конечно, хочется видеть именно за счет иногородних туристов.
Хочу подчеркнуть: в Воронеже можно отдыхать круглый год – никаких ограничений нет, при этом у нас множество невероятно интересных мест, которые могли бы привлечь массу туристов.