Свежие новости
Все новости
Пробки



Директор Центра «Мой бизнес» в Воронеже Андрей Демидов: «Пандемия изменила предпринимателей»

28.12.2020, 15:21

Как стать эффективным бизнесменом, создавать новые продукты, расширять каналы сбыта подскажут в многофункциональном Центре «Мой бизнес». Эта структура по взаимодействию с предпринимательским сообществом была создана в декабре 2019 года в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Соответственно, 25 декабря Центру исполняется один год.

DSC09212.jpg

За это время площадка Центра стала опорой и эффективной поддержкой субъектов МСП. «Горком36» подводит итоги года вместе с директором Центра «Мой бизнес» Андреем Демидовым. Подробности – в нашем интервью.

Помощь систематизировали

– Центр поддержки предпринимательства – это единый орган управления организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, располагающийся на площадке Центра «Мой Бизнес». Какие направления охватывает ваша работа?

– Мы занимаемся поддержкой малого и среднего предпринимательства в разных формах: оказываем юридическую помощь, содействуем в сертификации товаров и услуг, проводим обучающие мероприятия для предпринимателей, организуем их участие в выставках и бизнес-миссиях, консультируем по поводу предоставления льгот, в том числе в условиях коронавирусных ограничений. 

– Как коронавирусная эпидемия отразился на предпринимателях Воронежской области?

– Они переживают тяжелый период. Пандемия серьезно ударила по субъектам малого и среднего предпринимательства – их число сократилось с 87,5 тыс. (зарегистрированных на начало года – И.Л.) до 84,5 тыс., но правительство Воронежской области оперативно запустило пакет мер, направленный на их поддержку. Речь идет о снижении арендной платы, отсрочке по платежам, сокращении налога для пострадавших отраслей. Гарантийным фондом сейчас предоставляются кредиты по ключевой ставке – 4,25%.

Наблюдается некоторое снижение количества зарегистрированных предпринимателей, но при этом мы наблюдаем рост работающих в сфере предпринимательства людей. Если в начале года в сфере ИП и ООО были заняты 242,5 тыс. человек, то теперь их насчитывается 244,5 тыс.

– А с какими запросами предпринимателей пришлось работать в пандемию?

– Когда началась пандемия, предприниматели стали буквально теряться в большом объеме информации. Не было систематизированного понимания, на какие льготы, меры поддержки они могут рассчитывать, как их получить. Поэтому для начала мы запустили «горячую линию», где представители бизнеса могли получить квалифицированную информацию по каждому конкретному случаю. Более того, заключив соглашение о сотрудничестве с управлением ФСН по региону, на платформе «Мой бизнес» мы провели 15 вебинаров, где разъяснили порядок предоставления субсидий, налоговых льгот и других мер поддержки. Словом, предприниматели смогли задать интересующие вопросы в прямом эфире и получили на них оперативные ответы.    

Также к нам приходили сотрудники Роспотребнадзора, чтобы объяснить предпринимателям, при каких условиях они могут продолжать работу при новых ограничениях. Вебинары пользовались особой популярностью у ресторанного бизнеса, представители которого интересовались, как осуществлять рассадку посетителей, какие дезинфицирующие средства использовать, как часто менять средства индивидуальной защиты.

Надо сказать, что в поддержке нуждались и районные предприниматели. С ними мы тоже проводили онлайн-встречи. Всего прошло 38 таких вебинаров – три по Воронежу, остальные по районам. В этой работе нас поддерживал уполномоченный по правам предпринимателей Павел Ковалев и региональный департамент предпринимательства: в свою очередь наша информация помогала им грамотно поднимать самые насущные проблемы на заседаниях оперативного штаба по коронавирусу при губернаторе.

– Какое количество обращений предпринимателей обработано за год?

– В этом году мы уже оказали около 7 тыс. услуг нашим предпринимателям. В прошлом – всего 4,4 тыс. Но теперь нам интересны не только количественные, но и качественные показатели. Мы начали смотреть за динамикой развития компаний, с которыми работали в плане получения услуг: всего около 150 предприятий выбрали для исследования – тех, что участвовали в наших выставках, образовательных программах, бизнес-миссиях. 82 компании согласились предоставить данные. Выяснилось, что их выручка за год составила более 30 млрд руб., чистая прибыль – 1,1 млрд руб., а отчисления в областной бюджет – 143 млн руб. Также они создали 148 новых рабочих мест. Кроме того, 41 предприятие заявило об увеличении производственных мощностей.

Дошли до «Сколково»

– Как конкурсы и выставки помогают предпринимателям Воронежской области развиваться? Чем полезны бизнес-миссии и что они собой представляют?

– Это обширное направление нашей работы. Участвуя в обучающих сессиях, предприниматели осваивают основы нового мышления, а благодаря этому – новые направления в бизнесе. В этом году мы провели 97 образовательных мероприятий – семинары, тренинги, мастер-классы. В них участвовали около 2,7 тыс. субъектов МСП, а также физлица, которые хотят отрыть свой бизнес.

В регионе очень много «подкованных» айтишников, поэтому мы организовали вебинары со Сколково, где наши предприниматели, в том числе начинающие, представили презентации о себе. Одна компания – ООО «Воронежские Инновационные Радиотехнические Устройства» – уже стала резидентом Сколково, еще три готовятся «влиться» туда. А это – льготное кредитование, льготы на имущество, НДС и т. п.: перспективы заманчивые. У нас даже появился официальный представитель фонда Сколково, теперь напрямую можно консультироваться с ним.

К нам приходили люди с бизнес-идеями, но без необходимых знаний и навыков. Для них у нас действуют программа «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства», где можно приобщиться к азам. Здесь мы говорим не только о том, как зарегистрировать бизнес, но и о том, как «упаковать» идею для продажи. «Прокачать» идеи смогли даже мамочки в декрете в программе «Мама-предприниматель». Одна девушка так проработала технологический процесс производства яблочного уксуса, что сумела дойти до уровня промышленного конвейера. Ей также предложили делать пирожные из яблок.

Так что выставки – это всегда выход на новые рынки. Но они довольно дорогостоящие для наших субъектов МСП, все расходы на организацию информационных стендов с их продукцией мы берем на себя. Есть случаи, когда внутри региона производители не могут наладить каналы сбыта, а потому соглашаются на невыгодные условия. Участие в выставках – это презентация, и они доказали свою эффективность. В этом году мы организовали 17 выставочных мероприятий. За выставку «АРМИЯ-2020», где участвовали три наших компании, которые разрабатывают высокотехнологичное оборудование в оборонной промышленности, мы получили диплом признания за подписью Сергея Шойгу.

Выставки и конкурсы помогают нашим предпринимателям продвигать свои товары на внешнем рынке. То же могу сказать про бизнес-миссии. Их суть – в работе с регионами. Только в Липецке в текущем году было заключено 40 соглашений о сотрудничестве, тогда как проведено 46 встреч. Во Владимире – 21 соглашение за 51 встречу. В Саратов удалось вывести продукцию граничащего с ним Борисоглебского района. С Курском и Рязанью мы проводили уже онлайн-встречи, оттуда «привезли» 30 договоренностей.

Задача – помогать обществу

– Люди начинают активно интересоваться социальным предпринимательством. В чем его особенности и на какую помощь могут рассчитывать соцпредприниматели?

– Социальные предприниматели – это предприниматели, в деятельности которых имеется социальный элемент, к примеру, они могут заниматься реабилитацией детей с инвалидностью или организацией образовательных программ для педагогов частных детских садов.

В новом году стартует федеральный проект помощи социальным предпринимателям, который будет включать и грантовую поддержку, и обучающие программы, и льготы, в том числе, на услуги ЖКХ. Пока в регионе действуют 26 социальных предпринимателей, тогда как в соседних областях – по 30-40. Но в Воронежской области есть те, кто хочет не просто зарабатывать, но и вносить социальную лепту, помогать обществу. В новом году мы возобновим прием заявок на получение статуса соцпредпринимателя, и станем делать это ежемесячно. Кроме того, мы запустили акселераторскую программу в помощь социальным предпринимателям при поддержке Фонда социальных инвестиций. Она действует в течение трех месяцев, около 30 человек ее уже прошли.

– Пандемия повлияла на появление новых форм организации мероприятий, каналов сбыта, даже новых идей в бизнесе. Что, на ваш взгляд, останется, а что – явление временное?

– Онлайн-формат мероприятий точно останется, люди к нему привыкнут. Развитие однозначно получат различные сервисы доставки – путь от производителя до конечного потребителя без посредников. Люди поняли, что это удобно, так что предприниматели будут использовать это. Еще одна тенденция, возникшая как ответ на кризисные ограничения, в том, что ряд предпринимателей, думаю, решат отказаться от арендной платы за торговые точки и станут продавать свою продукцию онлайн, то есть будут налаживать каналы сбыта через платформы и соцсети. Сейчас 207 предпринимателей Воронежской области реализуют свои товары через Wildberries, за год они продали продукции на 525 млн руб., а налог с прибыли платится в бюджет области.

Event-индустрия вернется к привычному формату, так как там «фишка» все-таки в живом исполнении.

– В ваши задачи входит также популяризация бизнеса. Что вы делаете для этого?

– Да, это отдельное направление нашей работы, в рамках которого мы объясняем подрастающему поколению, молодым людям, что свое дело – это интересно. Для более 2,5 тыс. школьников в этом году мы организовывали деловые игры, чтобы «прокачать» их желание стать предпринимателями. Финал пока не состоялся из-за коронавируса, но десять победителей получат путевки в лагерь «Артек». В деловых играх приняли участие 15 школ Воронежа и одна Новой Усмани.

Также мы провели конкурс «Молодой предприниматель» и конкурс «Бизнес-идея». Некоторые из участников сумели получить финансовую или другую поддержку прямо на нашей площадке. Например, девушке требовалось профессиональное оборудование для полноценной работы ее студии по вокалу, и она нашла спонсора на защите: он привез ей необходимую технику на следующий день.

Для школьников мы организовали конкурс «История предпринимательства», где они смогли познакомиться со сферой и проявить свои креативные способности. К примеру, школьница представила информационную брошюру о деятельности Вильгельма Столля.

– Каким видите Центр «Мой Бизнес» в Воронеже в следующем году? Что в планах?

– Конечно, продолжим устраивать встречи в вузах с крупными игроками IT-рынка, он показал немыслимую востребованность, но мы были вынуждены его «заморозить». Продолжим свои образовательные мероприятия и сопровождение важных для области проектов, особое внимание будет уделено социальному предпринимательству и туристической индустрии. Только в этом году мы создали портал visitvrn.ru, где можно получить всю информацию о наших маршрутах; запустили аудиогид, помогающий туристам сориентироваться по нашим достопримечательностям; организовывали инфотуры в районы с высоким туристическим потенциалом. Блогеры и канал «Культура» представили на федеральном уровне ролики о красоте нашей области.

На правах рекламы

Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Автор: Алиса Ермакова (фото)
Смотреть все статьи
Читайте также:
Воронежцев предупредили о сильном гололеде
Подробно
Фотограф:
Алиса
Ермакова
(фото)
Смотреть все статьи