В октябре Городской дворец культуры (ГДвК) будет не узнать: преобразится внешний облик здания и весь первый этаж. Власти Воронежа ищут подрядчика, который возьмется за капитальный ремонт. Деньги выделят из городского и областного бюджетов.
О Городском ДК как успешном культурном проекте рассказал в интервью «Горкому36» его директор Роман Мамедов.
С макета – в жизнь
– Проект реконструкции ГДвК в конце декабря 2018 года представили молодые архитекторы из Голландии. Реновация, по их замыслу, должна затронуть все три этажа здания и прилегающую территорию. Летне-осенний ремонт станет лишь частью комплексной модернизации?
– Запланированные работы по ремонту крыши и фасада здания, замене окон на трех этажах, утеплению помещения, а также комплексному ремонту всего первого этажа и концертного зала станет лишь частью масштабного обновления Городского дворца культуры. На выделенные средства – 61,1 млн руб. – реализовать полный план реновации, предложенный архитекторами, не получится, средств не хватит. Но это поможет нам в полной мере закрыть проблемные места, а также вывести Дворец на качественно новый уровень.
За счет утепления стен и новых окон мы сэкономим расход теплоэнергии, на который сейчас уходит существенная часть бюджетных средств. Убережем себя от сезонных протечек крыши, обновим базу противопожарного оборудования. А главное – отремонтируем концертный зал. Все городские и коммерческие фестивали, которые и сейчас приносят деньги в казну города, проходят именно здесь. Обновив зал, заменив кресла, оснастив его мощным звуковым и световым оборудованием, мы повысим привлекательность муниципального учреждения для фестивалей и конкурсов, да и сами сможем заняться привозом артистов, интересных для горожан. Здесь можно будет принимать театральные постановки. Все это – с реализацией билетов по доступной для воронежцев цене, а это уже доходная часть, и средства можно будет направлять на ремонт оставшихся помещений.
Должен подчеркнуть, что с архитекторами Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым мы решили, что ГДвК не должен меняться кардинально внешне. Он будет нести дух 1970-х, когда был построен. Все поломать можно, но хотелось бы сохранить, чтобы молодое поколение увидело архитектурные изыски прошлого.
– Ранее вы говорили о создании кинотеатра на крыше, уличного кафе и других форм досуга возле ГДвК. Хорошая формула: видеть гостей не только внутри, но и снаружи. Сохранится ли эта идея?
– От кафе мы не отказываемся, только решили, что будет оно на месте гардероба, но – с летней уличной площадкой-верандой. Кинотеатр на крыше очень бы хотелось. Я видел, как это делают в Голландии: на крышах зданий можно увидеть не только кинотеатры, но и сады, огороды, даже бассейны. Но это требует определенных вложений. Доход от аренды зала мы будем расходовать адекватно. Но хочется, чтобы народ на крыше тусовался. Может быть, даже крыша должна быть стеклянной, чтобы было видно, что там происходит. Мы кстати, на каждом этаже планируем сделать открытые витрины, чтобы с улицы было видно, что здесь кипит жизнь. Каждый третий обязательно захочет присоединиться.
Что касается развития территории возле Дворца культуры, то перед ним планируем организовать стоянку, так мы закроем вопрос с парковкой в фестивальные дни: сейчас, случается, прямо на клумбы заезжают – непозволительно. К слову, на стоянке будет положена плитка с традиционным воронежским узором. На сколько мест – надо мониторить, пока не знаю. Справа – парковая зона. И здесь хотим сделать сухие фонтаны, как на Советской площади. Если получится это реализовать, то все дети «девятки» будут здесь.
ЦТП раскрасим с привлечением граффитистов, разобьем клумбы. Бабушки жаловались (у нас есть клуб огородников), что нет дач, а разводить цветы хочется. Так почему бы и нет? Мы прислушались. Пусть приходят, посадочным материалом мы обеспечим. В самом парке можно поставить арт-объекты, деревянные скульптуры и т. д. Обновленная входная группа ГДвК позволит использовать себя как летняя сцена, запрос на мероприятия под открытым небом очень большой. На свежем воздухе можно проводить мастер-классы, мастерские, хоть клуб любителей шахмат под открытым небом. Форм организации досуга можно придумать множество. Но надо понимать, это – макет, наши «хотелки», когда зайдут рабочие, может по-другому получиться.
– Что будет на втором и третьем этажах?
– Танцевальный зал на втором этаже может быть многофункциональным: здесь можно устраивать просмотры фестивального кино, рок-н-ролльные среды или выступление музыкальных групп.
Какая-то часть здания будет отдана под локации: одна в стиле рок, другая – ретро-фильмы, третья – для поклонников рэпа. Под это все нужно подобрать соответствующий антураж. Сделать это хочется хорошо, чтобы человек пришел, упал на «грушу» (кресло-мешок – прим. авт.), посмотрел фильм, с друзьями пообщался.
На втором этаже будет коворкинг с приемлемой арендой столиков, но зато в комплекте – мощный Wi-Fi, бесплатный чай-кофе. Да и с ребенком можно прийти, здесь за ним присмотрит воспитатель. Сегодня много людей со свободной занятостью, мам в декрете, которые подрабатывают, и коворкинг – явление актуальное. Планируется создание современной библиотеки – перенесем ее на второй этаж – с компьютерами, а на третьем – студии звукозаписи. Сколько молодых исполнителей хотят записать свои композиции, давайте не будем их обирать, а сделаем доступную цену. Мы уже ведем переговоры со звукорежиссером.
От ненесущих стен будем по максимуму избавляться, чтобы было больше пространства.
В городе очень много мастеров декоративно-прикладного творчества. Их мы можем поддержать, открыв комиссионный магазин, где они смогут реализовывать свои товары. Это – доходная статья и для нас, и для мастеров. Таким образом, мы простимулируем их труд.
Но, повторюсь, это все «штучки», которые могут быть внедрены, когда пройдет комплексный ремонт.
– Не могу не спросить о судьбе Музея забытой музыки. Его уникальность – в доступности, каждый может прийти и сыграть на любом инструменте. Не превратится ли он после ремонта ГДвК в законсервированный музей, где нельзя ничего трогать руками, а лишь любоваться инструментами с витрин?
– Музей забытой музыки – наша жемчужина. А жемчугом не разбрасываются. Сергей Плотников (хранитель и организатор музея – прим. авт.) – уникальный сын нашей области, и мы готовы его поддерживать. Он несет свое умение по всей стране, за него говорят его дипломы, полученные в разных уголках России. Сейчас музей действительно в свободном доступе, но немного скрыт от глаз. Дверь в музей всегда распахнута, и посетители ГДвК на входе первым делом видят именно Музей забытой музыки. Но это – именно посетители, те, кто уже ходит к нам. Мы хотим вынести музей на лицевую сторону дворца, и там будет – прозрачная стена. Музей окажется выставленным на всеобщее обозрение. Это привлечет новых посетителей.
Бренд – «машинка»
– Выходит, ДК сегодня должны работать не только как социокультурное пространство, но и как коммерческое, выдерживать конкуренцию с кинотеатрами, торговыми центрами...
– В советские годы учреждения культуры спокойно могли существовать за счет государства, такое было мировоззрение. Сегодня мы поставлены в другие условия. Время просит нас исполнять не только социальные функции, но и пробовать себя хотя бы немного окупать. Потому что все деньги, что направляются нам городом – деньги налогоплательщиков. А только потреблять и ничего не отдавать, согласитесь, странно. Если мы, но без фанатизма, будем зарабатывать, не принижая при том своей основной социальной функции, которая непременно сохранится, мы сможем компенсировать вложения в нас. Сегодня любое государственное учреждение должно зарабатывать самостоятельно.
А что касается конкуренции, то я не совсем согласен. Главная цель ТЦ, кинотеатров – продать товар. Все вокруг сделать настолько привлекательным, чтобы потребитель приобрел этот товар. Мы же придерживаемся совершенно иной идеи. Дворец культуры – место отдыха для всей семьи, где каждый находит для себя занятие по интересам.
– Реновация такого масштаба неизбежно повлечет за собой структурные изменения. Планируете ли расширить штат?
– Нет, его достаточно. Возможно, будут упразднены некоторые должности, а вместо них прописаны другие. Но вот платное штатное расписание, разумеется, будет. Это система, при которой человек сам обеспечивает себе зарплату – от продажи билетов, работы аниматора, в студии звукозаписи, например. Но определенный процент будет взиматься в бюджет.
– Как мне кажется, после таких изменений Дворцу культуры потребуется ребрендинг. Будет ли создан фирменный стиль, логотип?
– Очень хочу бренд-машинку. «Городской дворец культуры» – говорить слишком длинно, а ДК Машиностроителей, «машинку» знают все. И, конечно, будем выпускать сувенирную продукцию.
– Городскому ДК в этом году 40 лет. Планируете отметить день рождения уже в обновленном здании?
– Да. Этот этап реконструкции завершится в конце октября. Прекращать кружковую работы на этот период мы не будем. А в ноябре уже в многофункциональном востребованном концертном зале организуем праздник, приуроченный и к открытию обновленного Дворца, и к 40-летию. Уверен, что этим событием мы охватим весь город.
– Каким вы видите отремонтированный Городской дворец культуры?
– Наша задача, чтобы человек пришел и получил максимальный комплекс услуг, которые реализуют его внутренние потребности. Захотел кушать – спустился в кафе. Поработал. С друзьями пообщался. И довольный пошел домой, чтобы завтра прийти опять.
Фото автора и макеты ГДвК