В Воронежской области рост стоимости «квадратного метра» обогнал показатели обеспеченности жилья. Такой вывод можно сделать из «Доклада уполномоченного по правам человека в Воронежской области в 2019 году» Татьяны Зражевской. Документ был обнародован на сайте регионального уполномоченного.
«Проблемы реализации права на жилище и обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг в 2019 году традиционно сохраняли высокую актуальность для жителей области – второе место по количеству обращений к уполномоченному и увеличение удельного веса почти до 20%», – констатируется в докладе.
Самыми распространенными темами жалоб в прошлом году были проблемы переселения жильцов аварийных домов, связанные с затягиванием решений соответствующих межведомственных комиссий, ненадлежащее качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, непринятие мер по созданию условий для проживания инвалидов в многоквартирных домах.
Основное мероприятие в отрасли – госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» – в 2019 году успешно и последовательно выполнялось: при целевом показателе в 228 тыс. введено 300 тыс. кв. м.
А вот, например, индикаторы предоставления гражданам социального жилья изменялись от года к году весьма хаотично и разнонаправленно.
На учете граждан в г. Воронеже в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории малоимущих, состоит почти 30 тысяч семей, но в 2019 году, как и в предыдущие годы, жилье им не предоставлялось. По одной простой причине: свободного муниципального жилья в области практически нет.
«На конец 2019 года на жилищном учете состояло 237 ветеранов боевых действий и членов семей погибших, но за год только 46 человек из данной категории получили субсидию на улучшение жилищных условий.
Еще меньшими темпами удовлетворяются заявки семей инвалидов: при 621 заявке получили в 2019 году субсидию всего 49 человек. В 2019 году на 15% снизилось число молодых семей, получивших социальную выплату на улучшение – произошла коррекция после трехкратного роста в 2018 году.
Количество молодых семей – участников программы значительно превышает количество получивших социальную выплату. В результате молодые семьи «старятся» быстрее, чем реализуется программа: при достижении одним из членов семьи возраста 35 лет молодая семья исключается из льготного списка, что, увы, является фактором дополнительной социальной напряженности в обществе.
В 2019 году объем финансирования из областного бюджета на обеспечение жильем многодетных семей составил 15,0 млн руб. и позволил обеспечить жильем девять многодетных ( не менее пяти детей!) семей. Скажем, немного.
В 2019 году впервые за все последние годы наблюдался кратный рост предоставления жилья детям-сиротам – 506 квартир (248% к 2018 году). Однако это произошло исключительно на основании вступивших в законную силу решений суда.
Какой же выход предлагают составители доклада? "Для достижения хотя бы некоторой положительной динамики в решении этой застарелой проблемы следует продолжить работу по формированию муниципального жилищного фонда, в том числе за счет выморочного и бесхозяйного имущества; увеличить финансовое обеспечение жилищных программ; предоставлять социальное жилье без возможности приватизации гражданам с невысокими доходами; предоставлять субсидии на приобретение жилья семьям, доходы которых позволят приобрести жилье на рыночных условиях; предоставлять служебное жилье гражданам социально приоритетных профессий с возможностью приватизации по льготным ценам после 10 лет непрерывной работы".
Увы, большинство из этих здравых предложений неизбежно потребуют на порядок большего, чем сегодня, финансирования – и значит, в обозримом будущем их будет очень непросто реализовать.