2024-12-23

Детям – о деньгах: воронежский учитель рассказала о том, зачем вводятся уроки финансовой грамотности

Современные дети смело пользуются пластиковыми картами, самостоятельно покупают товары и осуществляют несложные (а порой и сложные) операции через мобильные приложения. Они продвинуты, но не всегда это равно тому, что они дружат с наукой бюджета. Как правильно планировать расходы и научиться копить с карманных денег? Какие данные никогда не запросит банк, но настойчиво потребует мошенник?

Современные дети смело пользуются пластиковыми картами, самостоятельно покупают товары и осуществляют несложные (а порой и сложные) операции через мобильные приложения. Они продвинуты, но не всегда это равно тому, что они дружат с наукой бюджета. Как правильно планировать расходы и научиться копить с карманных денег? Какие данные никогда не запросит банк, но настойчиво потребует мошенник?

Сейчас почти во всех школах Воронежа дают уроки финансовой грамотности. В одних предмет включен в учебный план, в других – изу­чается в рамках внеурочной деятельности, а вот с начала нового учебного года финграмотность станет обязательной.

Мы поговорили с педагогом по финансовой грамотности воронежского лицея № 7 Людмилой Климовой о том, насколько школьникам нужна новая дисциплина. Курс по финансовой грамотности был введен здесь еще в 2020 году, и его доверили вести учителю географии и экономики.

«Не просто потратил»

– Людмила Николаевна, в вашем лицее финансовой грамотности учит географ, в других общеобразовательных организациях – учителя истории и обществознания, математики и ОБЖ. Но кому все же ближе новая дисциплина?

– Ни историки, ни математики не подходят для ведения предмета, если, конечно, речь не идет о переподготовке. Хорошие знания по финансовой грамотности может дать педагог экономической географии, но еще лучше, если дисциплину доверят профильному специалисту – учителю экономики.

Финансовая грамотность – это не просто что-то потратил, а что-то отложил. Здесь важно понимать, как работают банки, в чем заключается система страхования вкладов, к примеру. Хорошо, если будут разработаны специальные курсы для переподготовки учительских кадров. И, думаю, к этому придем, потому как сейчас все больше разговоров о том, что предмет войдет в основную школьную программу. При этом уже есть много учебно-методических материалов – прямо с 1 класса.

«Найти баланс»

– А нужно ли преподавать финансовую грамотность в качестве обязательного школьного предмета?

– Нагрузка у наших детей и без этого колоссальная! И когда предмет по финансовой грамотности появился в нашем лицее, я, конечно, стала думать, как найти баланс. Вот сейчас провожу занятия только в старших классах и преимущественно в свободном формате, позволяя ученикам самостоятельно выбирать время для изучения материала – не провожу опросы каждый урок.

Есть Всероссийская олимпиада для старшеклассников по финансовой грамотности и защите прав потребителей, она входит в число тех, за которые вузы дают дополнительные баллы при поступлении. Мы договорились, что все ребята участвуют в ней. Так они получают знания, закрепленные на практике, и возможность заработать эти баллы. У нас получился хороший результат – в прошлом году в лицее было несколько финалистов, и одна из выпускниц стала победителем. Также разработана онлайн-платформа «Уроки по финансовой грамотности», где в любое время можно послушать что-либо интересное для себя. Мой подход такой: ребята сами выбирают темы, которые хотят послушать. Некоторые посетили мастер-класс от самой Эльвиры Набиуллиной, например.

Мне кажется, именно в таком формате этот предмет интересен школьникам и представляет для них пользу. А вот если он станет обязательным, то превратится в час дополнительной нагрузки, за него придется ставить оценки. А первоклассникам об этом рассказывать вообще рано: сложную тему им пока не дашь, а элементарные вещи они знают и без нас.

– Как пользоваться картой они, разумеется, знают, но не знают, как грамотно распоряжаться деньгами. Разработчики пособий уверены, что детей с малых лет надо посвящать в семейный бюджет, чтобы, в частности, не было бесконечных «купи-купи!» в магазинах.

– В начальной школе дети пока еще об этом не задумываются, поэтому им это сложно будет объяснить. Думаете, если дали родители ребенку 50 рублей, то ему стоит задуматься, как их распределить, вместо того чтобы купить шоколадку в буфете? Мне трудно такое представить. Хотя, с другой стороны, если методика будет продумана таким образом, что позволит говорить об этом интересно, то почему нет? Важно, как мне кажется, не превратить это в формальный урок, где нужно выводить буквы в тетрадке. Тогда большой пользы не будет.

К тому же я считаю, что и родитель здесь играет немаловажную роль. Это он должен объяснить ребенку, что у мамы зарплата такая, у папы такая, поэтому мы не можем позволить себе приобрести вторую машинку. Учитель же может делать это чисто гипотетически.

– Если предмет все же станет обязательным, как он должен выглядеть, чтобы быть максимально полезным?

– Быть практико-ориентированным. Олимпиады, опять же, и задания на дом могут быть «бытовыми»: подойти к родителям и полюбопытствовать, как осуществляется оплата за коммунальные услуги через онлайн-банк.

«Научить ориентироваться»

– На сегодняшний день многие взрослые учатся финансовой грамоте на своих ошибках. Так в каком возрасте стоит начать преподавать эту науку, чтобы предостеречь детей хотя бы от некоторых?

– Я бы рекомендовала это с 8-9 классов, когда родительский контроль снижается и карманных денег выделяется больше.

– Финансово подкованный человек – это кто?

– Он хорошо понимает, что нужно делать с деньгами. Лишнее он инвестирует, получает прибыль, имеет подушку безопасности. Умеет разобраться в непростых на первый взгляд процессах, к примеру, в том, как взять ипотеку и где самые подходящие для него условия. Финансово подкованный – это тот, кто анализирует. Человек, который умеет думать. И он знает, к какой правильной литературе обратиться, чтобы получить нужную информацию. Задача школы – не только в том, чтобы дать знания по дисциплине «финансовая грамотность», но и научить детей ориентироваться в огромном инфопотоке.

Беседовала Ирина ЛАЗАРЕВА