Стукнул крепко: «Солярис» врезался в идущий впереди «Деу-Матиз» под управлением местной жительницы 20 лет. А «Матиз» передал столкновение дальше, ударив автомобиль «Киа-Рио» под управлением воронежца 32 лет.
Жертв среди людей, к счастью, не было, а все автомобили, попавшие, на радость автомастерским, в «паровозик», требуют ремонта.
Разумеется, после такого столкновения на Ленинградской возник затор; на месте происшествия работали сотрудники ГИБДД, пытаясь разобраться, кто виноват и будет оплачивать этот «банкет», а также проводили «антизаторные» мероприятия.
Практически одновременно с этим ДТП МЧС, будто в помощь ГИБДД, распространило инструкцию для очевидцев дорожно-транспортного происшествия: как быть и что делать?
1. Вызывайте экстренные службы. Этот пункт всегда был и будет первым. Телефоны – 112 или 101. Только это должен быть не истеричный крик «Помогите, тут люди в аварию попали!!!», а сухой и короткий доклад, содержащий максимум информации: место ДТП, обстоятельства, наличие пострадавших и тяжесть их травм, необходимость их вытаскивать из смятых автомобилей, опасность возгорания и т. п. Если это трасса, нужно максимально точно установить место ДТП: километровые столбы, навигатор, в конце концов! От этой информации прямо зависит оперативность помощи.
2. Ночью – обозначьте себя! Если авария произошла ночью на слабоосвещенной или неосвещенной трассе, нужно как можно надежнее обозначить место аварии: выставить знаки аварийной остановки, на всех остановившихся машинах включить «аварийку», а еще лучше – одну из машин свидетелей происшествия развернуть фарами против движения. Множество случаев гибели очевидцев, пытающихся помочь пострадавшим – лишнее подтверждение, что правило № 2 написано кровью.
3. Спасать или не спасать? Если в разбившихся машинах имеется «тяжелый» пострадавший, не нужно его доставать самостоятельно! Если у человека травма позвоночника или другое «по-тяжелому», а вы будете его вытаскивать, велика вероятность, что человек останется инвалидом на коляске или умрет от болевого шока. Разговаривайте с ним, отвлекайте, поддерживайте в сознании до прибытия скорой и спасателей. Обязательно спросите про аллергию на лекарства – скорой эта информация потом очень пригодится. Пострадавший с травмой позвоночника извлекается из автомобиля по особой методике; исключение только одно: когда есть явная угроза жизни – например, загорание автомобиля.
4. Пожар при любом ДТП реален и не такая уж редкость. Деформация высоковольтных проводов, разлив топлива – явления обыденные и крайне пожароопасные. Огонь может вспыхнуть не сразу после ДТП, а спустя некоторое время. Совет один: держать наготове исправный огнетушитель и, по возможности, снять клеммы с аккумуляторов пострадавших автомобилей.
5. Машина в столб, на машину – провода? Бывает так, что в случае аварии со столбами, мачтами электропередач и т. п. провода под напряжением падают на автомобиль. Тут совет один: не подходить! Если это провод высокого напряжения (более 1 кВ), то количество пострадавших может вырасти на количество желающих помочь. Зона поражения такого провода – 8 метров. Поэтому надо срочно звонить 112 и никого не подпускать!
6. Оказание доврачебной помощи – серьезное дело, и давать общие советы по этой тематике трудно. Лучше всего освоить элементарные способы оказания доврачебной помощи – в жизни всякое может пригодиться. Если нет навыков и знаний, главное – обеспечить скорейшее прибытие экстренных служб.
7. Не будьте равнодушными! Если на ваших глазах произошла авария, остановитесь и помогите, чем можете. Помните: 5-10 минут до прибытия экстренных служб вы – хозяин положения, и от вас может зависеть здоровье и сама жизнь пострадавших.