В последние три года половина интернет-публикаций по статистике алкопотребления имели заголовок типа «Россияне стали меньше пить». Причем годовые цифры снижения весьма весомы – 7-10%, а по крепким напиткам – до 100%, как это случилось с водкой в 2013 году. Подытожил градусопонижающее ралли глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин, заявив на днях, что уровень потребления алкоголя в России за последние 12 лет снизился на 40%.
При таких тенденциях наши соотечественники просто обречены на скорую полную трезвость. И ничего с этим нельзя поделать. Ни-че-го. Только рекомендовать пьяницам быстрее бежать записываться в спортсекции, а то скоро мест не останется.
Правда, настораживает, что круглый итог в 40% приурочен не к экономическим итогам года, а к Дню трезвости 11 сентября – что заставляет искать идеологическую подоплеку там, где должен быть сухой или, по крайней мере, полусухой анализ.
Смущает и список факторов, которые чиновники приводят для объяснения тенденции: мол, сказались такие меры, как внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы, усиление контроля над соблюдением минимальных цен на алкоголь, пропаганда здорового образа жизни и т. п.
Что-то больно похоже на отчет, где перечисляется все подряд, и читатель уже не задается вопросом: как ЕГАИС, чье единственное назначение – фискальное, помогает наладить культуру потребления?
Но самое главное – регулятор почти одновременно сообщает о растущих объемах розничных продаж алкогольной продукции: в январе-июне 2018 года – на 11,4% больше, чем годом ранее, в том числе водки – на 9% больше. То есть производство алкоголя растет – соответственно, растут акцизы, наполняются державные закрома, создаются рабочие места. В то же время граждане пьют меньше – и становятся здоровее, и продолжительность их жизни неумолимо растет согласно соответствующим указам. И вся эта идеальная картинка возникает в воздухе прямо в канун Дня трезвости – 11 сентября.
Нет, не то чтобы мы сомневались в благотворности антиалкогольной пропаганды или действенности запретов. Но чиновнику, как говорит опыт, не дано предугадать, как его слово отзовется в сердцах отечественных употребителей.
В 1914 году юбилейный сухой закон ввели, чтобы выиграть войну. Его отменили в 1925-м, чтобы найти средства на модернизацию экономики. «Наркомовские 100 грамм» придумали, чтобы выиграть Отечественную, а «дорогую» водку по 3.62 – чтобы победить за счет акцизов в гонке вооружений. Сухой закон 1985-го был принят, чтобы трезвый народ быстрее мог преодолеть кризисные явления в народном хозяйстве. В 90-е годы объявили алкогольную вольницу, чтобы быстрее сформировать рыночные отношения.
Какая-то ерунда: выходит, и «осушение», и «орошение» должны были служить выполнению сходных государственных задач!
Отметим: ни одна из инициатив, кроме «наркомовских 100 грамм», не оказалась по-настоящему успешной.
Четыре года назад мы вспомнили о сухом законе 1914 года по поводу его 100-летия, а сегодня уже День трезвости объявили Неделей. Значит ли это, что эффект тематических мероприятий вырастет в семь раз? Нет, это значит, что мы рискуем вообще скомпрометировать идею. Потому что водка по-прежнему лежит на прилавках, и мероприятия Недели неизбежно будут идти на фоне обычного бытового пьянства. Сейчас не 1914-й, когда закон породило само общество – предвоенный эмоциональный подъем, призывы женсоветов, воззвания церкви – все совпало, государству оставалось лишь узаконить реально народную инициативу.
А если инициатива идет сверху, вместе с уже готовым отчетом, то предсказать эффект невозможно.