2024-11-24

День трезвости: в Воронеже пьют редко, да и то не всегда

В последние три года половина  интернет-публикаций по  статистике алкопотребления  имели заголовок типа «Россияне стали меньше пить». Причем годовые цифры снижения весьма весомы  – 7-10%.  Подытожил  градусопонижающее ралли  глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин, заявив на днях, что уровень потребления алкоголя в России за последние 12 лет снизился на 40%.


В последние три года половина  интернет-публикаций по  статистике алкопотребления  имели заголовок типа «Россияне стали меньше пить». Причем годовые цифры снижения весьма весомы  – 7-10%, а   по крепким  напиткам – до 100%, как это случилось с водкой в 2013  году.  Подытожил  градусопонижающее ралли  глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин, заявив на днях, что уровень потребления алкоголя в России за последние 12 лет снизился на 40%.

При таких тенденциях наши соотечественники просто обречены на скорую полную трезвость. И ничего с этим нельзя поделать. Ни-че-го. Только рекомендовать пьяницам быстрее бежать записываться в спортсекции, а то скоро мест не останется.

Правда, настораживает, что круглый итог в 40% приурочен не к экономическим итогам  года, а к  Дню трезвости 11 сентября – что заставляет искать идеологическую подоплеку там, где должен быть  сухой или, по крайней  мере, полусухой анализ.

 Смущает и список факторов, которые  чиновники  приводят для объяснения тенденции: мол, сказались такие меры, как внедрение Единой государственной   автоматизированной информационной системы, усиление контроля над соблюдением минимальных цен на алкоголь, пропаганда здорового образа жизни и т. п.

 Что-то больно похоже на отчет, где перечисляется все подряд, и читатель уже не задается вопросом: как ЕГАИС, чье единственное назначение – фискальное, помогает  наладить культуру потребления?

Но самое главное  регулятор почти одновременно сообщает о растущих объемах   розничных продаж алкогольной продукции: в январе-июне 2018 года  на 11,4% больше, чем годом ранее,   в том числе водки – на   9% больше. То есть  производство алкоголя растет – соответственно, растут акцизы, наполняются державные закрома, создаются рабочие места. В то же время граждане пьют меньше – и становятся здоровее, и продолжительность их жизни неумолимо растет согласно соответствующим указам. И вся эта идеальная картинка возникает в воздухе прямо в канун Дня трезвости – 11 сентября.

Нет, не то чтобы мы сомневались   в благотворности антиалкогольной пропаганды или действенности  запретов. Но чиновнику, как говорит опыт,  не дано предугадать,   как его слово отзовется в сердцах отечественных употребителей.

В 1914 году юбилейный сухой закон ввели, чтобы выиграть   войну.   Его отменили в 1925-м, чтобы найти средства на модернизацию экономики. «Наркомовские 100 грамм» придумали, чтобы выиграть Отечественную, а «дорогую» водку по 3.62 – чтобы победить за счет акцизов в гонке вооружений. Сухой закон 1985-го был принят, чтобы трезвый народ быстрее мог преодолеть кризисные явления в народном хозяйстве. В 90-е годы объявили алкогольную вольницу, чтобы быстрее сформировать рыночные отношения.

Какая-то ерунда: выходит, и «осушение», и «орошение» должны были служить   выполнению сходных государственных задач!

Отметим: ни одна из инициатив, кроме «наркомовских 100 грамм», не оказалась по-настоящему  успешной.

Четыре года назад мы вспомнили  о сухом законе 1914  года  по поводу его 100-летия, а сегодня уже День трезвости объявили Неделей. Значит ли это, что эффект тематических мероприятий вырастет в семь раз? Нет, это значит, что мы рискуем вообще скомпрометировать идею. Потому что водка по-прежнему лежит на прилавках, и мероприятия  Недели неизбежно будут идти на фоне обычного бытового пьянства. Сейчас не 1914-й, когда закон породило само общество – предвоенный эмоциональный подъем, призывы женсоветов, воззвания церкви – все совпало, государству оставалось лишь узаконить реально народную инициативу.

А если   инициатива идет сверху, вместе с уже готовым отчетом, то предсказать эффект невозможно.