Уже несколько лет, как в культурном пространстве Воронежа стали появляться новые необычные события. В прошлом году в областном Доме композиторов сотрудники воронежских вузов, областной научной библиотеки им. И. С. Никитина и профессиональные актеры читали задокументированные рассказы и письма советских узниц нацистского концентрационного лагеря «Равенсбрюк». Вечер был организован по инициативе Научно-образовательного центра устной истории, работающего на базе ВИВТ.
На этой неделе в Воронеже продолжил работу Международный фестиваль документального кино «Единение», на который приехали мэтры документального кино и начинающие режиссеры - студенты ВГИК, СПбГИКиТ. Фестиваль организован московскими и воронежскими журналистами и кинорежиссерами.
И в эти же дни в областной научной библиотеке им. Никитина открыта выставка о патриархе Тихоне. Уникальные документы и фотографии экспозиции рассказывают о церковных людях, которые по призыву патриарха объединялись в общины и братства для сохранения церкви после октября 1917 года. Организаторы – воронежские малые православные братства во имя свт. Тихона Задонского и прп. Силуана Афонского.
А в минувшем октябре в областном Доме композиторов состоялся театрализованный вечер «Неизвестная принцесса Евгения», приуроченный к 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины Евгении Ольденбургской. Вечер познакомил гостей с судьбой принцессы - первой деловой женщины императорской семьи, а также с самим духом России и Воронежской губернии на стыке 19 и 20 веков. Автором и организатором события стала педагог московского театра Et Cetera под рукоовдством Александра Калягина эксперт Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей Школы Экономики художественный руководитель социального проекта «Вдумчивые чтения» Валерия Устинова.
У всех этих очень разных по содержанию событий региона есть одно общее начало – в них не вложено ни копейки. Организаторы работают не на гранты и без поддержки из бюджетов любых уровней. Импульсом к реализации той или иной идеи становится исключительно подвижничество и стремление к саморазвитию, к объединению близких по духу людей. Так в Воронеже и во всей России набирает силу тренд социальной архитектуры, о которой минувшем летом говорили даже на ПМЭФ.
Почему такой запрос появился у воронежцев? Как социальная архитектура строит новые мосты внутри общества и помогает каждому найти свое личное пространство для роста? Об этом редакции рассказала почетный работник культуры Москвы художественный руководитель «Вдумчивых чтений» Валерия Устинова.
О «Вдумчивых чтениях» как проекте «третьей реальности»
- Вот один из самых актуальных общественных парадоксов времени: повсеместно идет сокращение личных инициатив, которые на самом деле становятся все нужнее. «Меньше всего друг другу доверяют жители крупных городов», - бьют тревогу социологи. В разрешении этого парадокса и появилась социальная архитектура. Такое формирование связей в городе, основанных на искренности, взаимной поддержке и делании «от сердца» отличается от бюджетных и грантовых проектов.
- История «Вдумчивых чтений» в Воронеже началась почти 20 лет назад. Тогда в Доме Актера для людей речевых профессий мы проводили мастер-класс «Эхо небес. Голос как терапия », помогая раскрыть ресурсы собственного голоса в работе педагога, актера, психолога, соцработника, да любого человека! Ведь голос всегда расскажет о том, что происходит у нас внутри. Развивая его, мы расширяем свои социальные роли, развиваем личность. Затем в созвучии с этой темой в областной Общественной палате я провела семинар по искусству речи. И совместно с палатой в 2022 мы организовали благотворительный концерт для медработников «Милосердие. Память сердца» на малой сцене Театра драмы им. Кольцова. Благодаря работе воронежских и московских звезд сцены, студентов и педагогов творческих профессий у нас сложилась театрализованная история милосердия в мире – постановка о первых медсестрах Даше Севастопольской, Флоранс Найтингейл, Екатерине Бакуниной, «святом докторе» Федоре Гаазе, воронежском враче Ребекке Мухиной. Получился проект на стыке театра и коммуникаций, в котором объединились студенты трех творческих училищ Воронежа, народные артисты и врачи, факультет журналистики ВГУ и народный хор.
О котенке, стуле жлобства и далекой Эжени
- И третья история уже нынешней осени – о Евгении Максимилиановне Ольденбургской. Октябрьский вечер в областном Доме композиторов продиктован желанием расширить представление воронежцев об этой уникальной женщине, отдать дань уважения и любви принцессе Эжени, как ее звали в домашнем кругу. Музей поддержал нашу инициативу и вечер начался с выступления научного сотрудника Дворцового комплекса Ольденбургских Александры Козловой. Народная артистка России, художественный руководитель хореографического училища Татьяна Фролова прочла некоторые письма Евгении Максимилиановны и представила необыкновенную историю ее рода. Музыкальным руководителем проекта стала музыкант профессор ВГПУ доктор психологических наук и руководитель реготделения Союза композиторов России Лариса Вахтель. Вместе с Ларисой Викторовной мы постарались создать музыкальную и театральную машину времени - спасибо солистам Театра Оперы и балета Александре Добролюбовой, Михаилу Лобасу, Елене Филатовой. В организации вечера также приняли участие руководитель областного фонда поддержки культурного наследия Маргарита Салмина, заместитель председателя областной Общественной палаты кандидат медицинских наук Наталия Пульвер. А известный воронежский краевед и моя прекрасная сестра Елена Устинова рассказала о маршруте возможной поездки принцессы в Воронеж конца 19 века. То есть наши ведущие так или иначе резонируют с темой героини - все «умницы и красавицы» и умеют доводить все свои личные инициативы – и творческие, и профессиональные, до результата. Зал был переполнен. А ведь событие это делалось с нулевым бюджетом.
- На мой взгляд, личность принцессы Ольденбургской в Воронеже в полной мере не раскрыта. Мне как выпускнице истфака ВГУ обидно, что до сих пор в центре города нет ее именного баннера. Вот так называемый Стул жлобства стоит и удивляет гостей города в том самом центре, а память о всемирно известной Евгении Максимилиановне никак не отражена. Для гостей Воронежа она гораздо меньше на слуху, чем, скажем, котенок с улицы Лизюкова. А ведь вокруг нее можно сформировать постоянную местную историю, как, например, Платоновский фестиваль, и не только во дворце Ольденбургских. Дворец относительно далеко, и для областного центра знаменитая принцесса тоже становится каким-то далеким персонажем. А могла бы стать мощным и вдохновляющим городским символом, представляя и Воронеж, и губернию на карте страны как пространство с традициями предпринимательства и благотворительности. На мой взгляд, в Воронеже должен появиться как минимум почетный знак им. Евгении Ольденбургской - для женщин, преобразовывающих жизнь вокруг. Достойный пример – в 2020 году в Севастополе появилась медаль имени той самой легендарной медсестры Даши Севастопольской.
О грантах и бескорыстном дофамине
- Что для меня стало особенно ценным за время существования «Вдумчивых чтений» - это возможность для воронежцев разных профессий познакомиться и объединиться, вдохновившись самой идеей события. Люди начинают испытывать гордость, получают «свой дофамин» после реализации такого очередного мероприятия. Но сейчас многие так подсели на гранты и денежные потоки, что забыли про эту радость социального служения и бескорыстного коллективного творчества. Между тем, очень многие из грантов при самых благих инициативах реализуются формально, и в этом их теневая сторона. Появились случаи, когда под заявленные задачи набираются «свои люди», а потом на них списываются выделенные деньги. Главное – грамотно сделанный фандрайзинг и потом правильный отчет. И даже когда появляется совсем маленький бюджет, то сразу все становится гораздо сложнее – ведь его предстоит как-то выстроить, «разбросать», а потом отчитаться. А это уже совсем другая «архитектура».
- Но были ведь и стенгазеты, и вечера памяти, и студенческие театры «просто так». И эта потребность создавать нечто «для души», отличное от симулятора, от подгонки под объем выделенных финансов в русских людях сохранилась. В России с дореволюционных времен сформирована культура кружка. Через кружки проходили многие реформы и нововведения, например, в области языка, литературы, искусства и науки. И это были не просто учебные группы, а площадками общественного влияния, культурного обновления и прогресса. Так, начинаясь как любительские или самодеятельные объединения, кружки становились базой для возникновения серьезных творческих, научных и общественных движений, поддерживая дух сотрудничества и взаимопомощи, создавая творческую среду для роста и самореализации. Спустя век в Воронеже эта традиция проявилась, например, в том, что в 9 утра на окраине города на просмотр нового фильма Сокурова собирался самый цвет местной интеллигенции.
О миссии «просто так»
- На сайте Дворцового комплекса Ольденбургских размещен наш подкаст о принцессе, записанный звездами театра и кино Виктором Вержбицким и Евгенией Крюковой. Когда я писала сценарий, то руководство музея разрешило мне переночевать во дворце. Я гуляла по ночному саду, все более наполняясь этой неизбывной атмосферой. Именно тогда я решила, что должна сделать в память о принцессе что-то более публичное, и в самом Воронеже. И когда появился такой проект - абсолютно благотворительный и прозрачный, то на него стали откликаться воронежцы разных профессий, общественники, журналисты – все оказались готовы также бескорыстно принимать участие. И каждый раз это происходит как личное открытие: потребность делать что-либо «просто так», по велению сердца сейчас возвращается в общество с новой силою, и «один в поле воин», со своими идеями, знаниями, но без бюджета, вдруг начинает увлекать этой миссией самые разные слои местного сообщества. В общем, надо просто брать и делать что-то свое, не отвлекаясь на сложное сражение за гранты, бюджеты – их можно и не дождаться, а жизнь, сама твоя мечта пройдет мимо.