На днях со спектаклем «Маленькая услуга от большого друга» в Воронеже побывал известный актер Даниил Спиваковский. Актер не только сыграл в этой детективной комедии одного из главных персонажей, но и поставил его как режиссер. Спектакль, повествующий о такой реалии жизни, как брак между взрослым мужчиной и юной девушкой, пришелся воронежцам по душе.
Не секрет, что девушки часто выбирают себе избранников постарше. Однако это не значит, что они мечтают быть молодыми вдовушками. Они ищут стабильности, силы, обеспеченности, комфорта. Мужчины же по натуре собственники. Часто они ревнуют своих молодых жен. Некоторые даже нанимают детективов для слежки… В спектакле детектив сам влюбился в объект наблюдения, но в финале воронежского зрителя ждал вовсе не классический любовный треугольник, а рецепт счастливой жизни.
«Меня сравнивают с Депардье? Боже сохрани…»
Перед спектаклем воронежским журналистам удалось пообщаться с Даниилом Спиваковским.
– Даниил Иванович, в спектакле «Маленькая услуга от большого друга» вы выступили в том числе и режиссером. Почему, на ваш взгляд, многие актеры сейчас становятся режиссерами? Это необходимость, или сейчас просто много возможностей?
– Здесь много составляющих… И заметьте, многие актеры действительно проявляют себя хорошими режиссерами. Значительно лучшими, чем режиссеры, имеющие соответствующую корочку. Не хочу никого обидеть, у нас большое количество одаренных режиссеров, но тем не менее… Актер изнутри может понять суть своего персонажа, иной раз больше, чем режиссер. Хотя порой необходим именно сторонний взгляд. Находиться внутри, быть, как говорят, «играющим тренером», довольно-таки трудно. Трудно, но от этого интереснее…
– Вы, наверное, слышали о случае с актерами Марией Ароновой, Михаилом Полицеймко и Сергеем Шакуровым в Сургуте. Когда им не заплатили организаторы, и они отказались давать спектакль…
– Я не комментирую подобные вещи.
– А как вы сами бы поступили на их месте?
– Я не знаю. Это не вина артиста, это вина организатора. Организаторы не должны были провоцировать такие ситуации и подставлять артистов. Со мной такого пока не случалось, слава Богу. Если бы что-то произошло, решение принималось бы всем актерским коллективом.
– Читая ваши интервью, часто находила сравнения с французскими актерами – Жераром Депардье, Пьером Ришаром…
– С Жераром Депардье? Боже сохрани. Это, видимо, не про меня…
– Там говорилось о таланте комедийного актера…
– Господи, да на свете миллион комедийных актеров. Если кто-то сравнивает, пусть сравнивают. Я думаю, прежде всего, не о сравнениях, а о своей профессии. Я рад, что меня режиссеры видят в разных амплуа – в том числе и комедийных. Это один из самых трудных жанров, потому что рассмешить зрителя сложнее, чем заставить плакать. Они видят меня и в серьезных драматических ролях, у меня есть и целый ряд отрицательных персонажей…
«С первого дня учебы в ГИТИСе я понял, что мне нравится лицедействовать»
– Вам больше нравится играть маньяков, Гитлера и им подобных, или же недотеп?
– Да мне все близко. С первого дня учебы в ГИТИСе на курсе Гончарова – мастера, великого режиссера русского театра – я понял, что мне нравится лицедействовать, перевоплощаться в разных персонажей. В добрых и злых, открытых и закрытых, жадных и бескорыстных… И я продолжаю заниматься этим. И я, конечно же, наделяю каждого персонажа какими-то своими чертами – это естественно.
– Сходство с персонажем для вас вообще важно?
– Я, прежде всего, исхожу из драматургического материала – и в театре, и в кино. Смотрю, что за роль, насколько она мне интересна. Похож персонаж на меня или нет – это мы уже будем разбирать дальше. Главное – интересный материал. Почему мужчина переодевается в женские образы? Какая мотивация? Конечно, этот опыт доставался только некоторым артистам во всем мире… В том числе и одному из моих любимых американских актеров Джеку Леммону.
– А часто приходится от ролей отказываться?
– По счастью, это было не так часто, чтобы мне что-то не нравилось в сценарии. Обычно мне предлагают интересные проекты. Если отказываюсь, то по большей части из-за нехватки времени – нельзя объять необъятное.
– То есть плохих ролей вам не предлагают?
– Не то что плохих ролей – так скажем, недостаточно выписанных сценариев. Было несколько раз, когда я отказывался по этой причине.
– А табу в профессии для вас есть?
– Пока не встречал.
– А суеверия? Верите ли вы в приметы?
– Какие-то есть, но я о них не расскажу. Это же такая интимная штука… О таких вещах не рассказывают. Они внутри человека хранятся. Их нельзя оглашать.
«Когда мою игру называют гениальной, я немножко смущаюсь!»
– Недавно умер Сергей Мавроди, а вы же играли в фильме «ПираМММида». Вам тогда хотелось сыграть самого Мавроди?
– Я об этом не задумывался и был доволен той ролью, которую мне дали. Там был прекрасный актерский состав. Этот фильм возвращает память о людях, значит, наша работа была не напрасной.
– Еще вы играли Гитлера и известного советского физика-теоретика Ландау. Как по-вашему – гениальных людей играть сложнее?
– Гениальность доказывается тем, что человек актуален во все времена, а не только в то время, когда он творил. Это касается актеров, режиссеров, композиторов, художников, писателей, поэтов, ученых, врачей, полководцев... кого угодно. Когда его победы, заслуги, творенья интересны через десятки лет, их будут изучать на протяжении всех поколений, тогда можно говорить о гениальности. Играть гениев мне нравится. Все они люди увлеченные, сконцентрированные на своей работе и несколько чудаковатые.
– А когда вам говорят, что вы гениально сыграли, как реагируете?
– Нормально (смеется). Приятно, когда хорошо оценивают твою работу, чего греха таить. Но, конечно, я смущаюсь немножко, потому что хорошо воспитан своими родителями и звездной болезнью не инфицирован.
– А сами, когда пересматриваете свои фильмы, всегда довольны своей работой?
– Не всегда. У меня есть к себе претензии, я самоед. Зритель может не видеть каких-то огрех, но я это вижу. Я к себе критично отношусь.
– А сейчас вы где-то снимаетесь?
– Недавно на одном из центральных каналов прошел замечательный фильм «Дорога из желтого кирпича». У меня там драматическая, очень серьезная роль – я играю отца мальчика, которого похищают, такая серьезная драма. Скоро на федеральных каналах выйдет несколько фильмов: сериал «Презумпция невиновности» – детектив, где по сюжету адвокатская контора расследует ряд преступлений, и картина «Когда солнце взойдет» – там я в очередной раз играю врача. А летом мы приступаем к съемкам детектива, где я буду играть следователя, а-ля персонаж Достоевского из «Преступления и наказания». Очень неоднозначный будет персонаж, интересная роль... Также готовимся к съемкам исторического проекта. Пока подробности, по просьбам продюсеров, озвучивать не могу. Это будет сюрприз для зрителей!