2024-03-29

Что в тебе от Сталина? Безумного короля на сцене воронежской драмы воплотил актер Евгений Баханов

Станиславского и Чехова (который Михаил) вряд ли читают без всякой необходимости, а они написали немало трудов о технике актера.

Станиславского и Чехова (который Михаил) вряд ли читают без всякой необходимости, а они написали немало трудов о технике актера. Артисты на сцене для нас живут, а когда мы спрашиваем их – в чем сложность перевоплощения, отвечают нам – в поиске.

«Горком36» запускает проект, в котором раскроет от первого лица всю внутреннюю кухню театра – процесс создания самых ярких и необычных образов сезона. Начнем с короля Филиппа – безумца-тирана, сыгранного на сцене драмтеатра актером Евгением Бахановым в спектакле «Тиль». А сделаем это, как в кино, в стоп-кадре, чтобы вы имели возможность разглядеть все детали.

Персонификация

– Передо мной стояла задача показать безумного тирана, которого уже давно не волнует, правильно ли он поступает по отношению к народу или нет. В образе короля Филиппа можно, я надеюсь, рассмотреть какие-то черты Сталина и Ивана Грозного. Биографию этих исторических личностей мы вспоминали, «разминая» образ Филиппа. Мы анализировали даже отношения деспотов с женщинами, отсюда возникла идея о «двух Мариях» – одну жену Филипп убивает на сцене, и это тоже отсылка к фактам истории.

В некоторых сценах мой персонаж использует очень «ребяческие» фразочки (ить-ить-ить), которые звучат совершенно по-детски, в частности, во время разговора с женой генерала Анной (актриса Анна Кикас – прим. авт.). Так мы решили показать его слабость при всей внешней непобедимости. Тирания рождается там, где недолюбили. И если бы детство Филиппа, как и детство, например, Ивана Грозного, было другим, его период правления характеризовался бы совершенно иными вещами.

Костюм

– Наибольшее внимание зрителей привлекает, наверное, обувь короля Филиппа. Она появилась всего за два-три дня до спектакля, и хотя она сделана по принципу обычных гриндерсов, по сути своей необычна. Платформа, на которой я стою, составляет где-то сантиметров 15, и каждый ботинок весит примерно по килограмму. Во время спектакля я не просто на этом хожу, я в этом прыгаю по лестнице! А делать это надо незатейливо и легко. За несколько дней до премьеры, когда уже все расходились после репетиции, я оставался в театре и учился в этом ходить и прыгать. Теперь-то, конечно, летаю! Но поначалу было очень страшно. К счастью, ни разу не падал. Правда, один раз на спектакле левая нога подвернулась, и коллеги, которые наблюдали трансляцию с экрана, сказали, что испугались. Очень был напряженный момент, думали, что улечу к чертовой матери. Но повезло.

Все остальное из моей одежды обычное. Глеб Черепанов (режиссер – прим. авт.) говорил, что король Филипп должен быть четким, прилизанным, без единого изъяна в гардеробе, как Сталин, у которого всегда были до блеска начищены сапоги и идеально выглажен китель.

Музыка

Персонаж актера в спектакле исполняет песню Rammstein Du Hast.

– Даже вообразить сложно было, что когда-то буду стоять на сцене в ванной в обнимку с однокурсницей и исполнять Du Hast. Совершенное безумие! Но тут от меня требовалось достоверно этому безумию предаться – ровно отношусь к Rammstein. Все это делается только за счет обращения к собственному воображению. Веришь ты – верят тебе.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой

кстати

В спектакле «Тиль» Евгений Баханов играет также принца Оранского, правящего Фландрией, которая по сюжету разгневала короля Филиппа. Артист так рассказывает об этой роли:

– Оранский – веселый модник. Вот и все. Как мы придумывали его образ? У нас был просто желтый костюм, и мы с художницей решили, что Оранский будет именно в нем. Дополнить гардероб принца решили розовой кепкой, ее нам привезли за два часа до спектакля из Отрожки, я ее нашел на «Авито». Для Оранского мы выбрали еще розовые конверсы, но их оказалось сложно найти за полторы тысячи рублей. Оранский любит яркие образы, и это мы хотели подчеркнуть – одели его еще и в фиолетовый костюм.

В «Тиле» очень много интерактива со зрителями. К примеру, принц Оранский из раза в раз просит их сделать селфи на телефон. Хоть и средневековая легенда, но рассказывать ее Черепанов взялся современным языком. А мобильник, кстати, личный. Но никаких посланий от поклонниц, признался актер, пока в нем не находил.

– Да, – смеется Евгений, – это мой телефон, на нем куча уже фоток со спектакля. Удаляю нещадно. Только один кадр я оставил – самый первый, он был самый пламенный.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ