2024-04-28

Что связывает события сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» с Воронежем

Что связывает события сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» с Воронежем
Посмотреть этот сериал меня буквально заставили, о чем, впрочем, я не жалею. Что заставило? Да шумиха, поднявшаяся вокруг еще не вышедшего на «большие экраны» кино. Его феноменальная популярность в России и Украине (да-да). И, конечно же, жаркие дискуссии о нем на различных публичных площадках: в парадигме от «шедевральное произведение» до «запретить и положить на полку» (что часто, кстати, не противоречит друг другу) по причине «культивирования молодежной жестокости».

А еще меня попросили сказать о сериале «пару слов» как типа специалиста – из-за моего авторства другого, правда, эпистолярного сериала под названием «Банды Воронежа», а также моего опыта работы в милиции. Вот и пришлось.

Сразу скажу, что этот увлекательный сериал произвел на меня противоречивое впечатление – в том, что касается его художественных достоинств и недостатков: первые три серии показались более интересными, насыщенными и динамичными, в дальнейшем я достаточно часто прокручивал кино вперед и раздражался, но это дело моего вкуса. Вместе с тем фильм этот – результат усилий, несомненно, талантливых людей, которые, надеюсь, еще не раз скажут свое слово в киноискусстве. Этот фильм, как точно выразился один из известных кинопродюсеров, о трагедии тех, кто в борьбе со злом сам становится злом, а потом и его жертвой, забирая с собой своих друзей и близких. И не какая это, на мой взгляд, не пропаганда насилия и жестокости, а скорее, контрпропаганда.

Меня удивляет позиция тех, кто напрочь забыл, что случившийся в 80-х казанский молодежный феномен был лишь ярким рецидивом того, что происходило в разных уголках страны в 50-е и 60-е годы – с культом блатных и блатной романтики в подростковой и молодежной среде, с разборками стенка на стенку, с извечным вопросом «А ты откуда будешь, пацан?» Сужу по тому месту, где в 60-х годах прошло мое детство: Гусиновка всегда билась с Чижовкой, а вместе они «насмерть» сражались с левобережными. Меня удивляет, что критиканы «забыли», что в 1983 году в СССР уже выходил не менее нашумевший фильм на схожую тему: «Пацаны» с Валерием Приемыховым в главном роли.

Что же касается масштаба молодежного бандитизма, то именно Казань в 80-х годах прошлого века явила стране это «криминальное чудо», и тут Воронежу, слава богу, с ней трудно тягаться. Впрочем, как раз во второй половине 80-х в столице Черноземья случился прецедент в советской уголовной практике – по количеству подсудимых и предъявленных им эпизодов противоправной деятельности на сексуальной почве. В мае 1988 года, когда судья Воронежского областного суда зачитывал приговор, его внимательно слушали тридцать подсудимых. Лишь половине из них недавно исполнилось 18 лет. Один из них, парень по кличке Ганс, был в числе лидеров этой «секс-мафии». Так сам он называл тех, кому инкриминировалось более 50 эпизодов изнасилований и групповых изнасилований в Воронеже. А на «скамье потерпевших» сидели тоже молоденькие девчонки. Впрочем, некоторые из жертв наотрез отказались участвовать даже в закрытом судебном процессе, действуя через своих представителей и адвокатов. Девочки не хотели снова переживать ужас случившегося с ними на улицах родного города полтора-два года тому назад…

А раздражала меня больше всего показанная в сериале милиция: ее неоперативность и зачастую беспомощность, а также недопустимые методы работы. И я даже не рукоприкладство (это тогда было в порядке вещей) имею в виду. Впрочем, вторая половина 80-х уже была отмечена кризисными явлениями в работе милиции, которые резко усугубились в середине 90-х. И здесь я хотел бы еще раз особо почеркнуть, что сериал именно о второй половине 80-х, а не о пресловутых «бандитских 90-х годах», не надо критикам и критиканам передергивать. Бандитский «лев прыгнул» в СССР именно в конце 80-х.

В чем еще секрет успеха этого сериала, именем которого некоторые бизнесмены уже хотят назвать в России конфеты и чипсы? Как выразился сам Роберт Гараев, автор книги, по которой писался сценарий, одна из причин – в тревогах наших современников: как на криминогенной обстановке в стране скажется тот фактор, что сейчас очень много людей получает боевой опыт в ходе СВО? Ведь сколько дел натворил лишь один из героев этого сериала Вова Адидас, вернувшийся с афганской войны. А получивших боевой опыт людей теперь будет значительно больше. Как заявил на недавней коллегии минобороны министр Шойгу – их уже 650 тысяч…

И напоследок. Я против запрета демонстрации сериала, который и без того литирован грифом 18+. Я вообще против запретов в области киноискусства. Тем паче, что этот сериал еще не закончен.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ