2024-12-27

Что прошло через СИТО: на академической сцене Воронежа экспериментируют с современной драматургией

В современных текстах проблема отцов и детей может звучать по классике, но если у Тургенева она иллюстрируется полярными жизненными позициями героев, то нынешние драматурги объясняют разрыв поколений инфантильностью родителей. В эскизах театра драмы им. Кольцова «Мой папа – Питер Пэн» и «Я танцую как дебил» лейтмотивом становятся взаимоотношения взрослеющих детей с упорно не желающими взрослеть отцами.

В современных текстах проблема отцов и детей может звучать по классике, но если у Тургенева она иллюстрируется полярными жизненными позициями героев, то нынешние драматурги объясняют разрыв поколений инфантильностью родителей. В эскизах театра драмы им. Кольцова «Мой папа – Питер Пэн» и «Я танцую как дебил» лейтмотивом становятся взаимоотношения взрослеющих детей с упорно не желающими взрослеть отцами.

Перед локдауном в Воронежском государственном театре драмы им. Кольцова успели провести пятое СИТО (современное исследование театральных объектов). Проект, в котором приглашенные режиссеры за пять дней готовят эскизные работы с труппой Кольцовского театра. Успешные постановки могут получить продолжение и стать частью репертуара.

Отцы и дети

Питер Пэн мечтал всегда оставаться ребенком, но в пьесе Керен Климовски он все-таки вырос и сам воспитывает сына, вот только так же, как и раньше, грезит путешествиями и улетает на другие планеты. Быть сыном Питера Пэна – классно, но что случится, когда придет понимание реальных причин, почему папа не ночует дома, а мама устает на работе и плачет из-за развалившихся ботинок?

– Для меня эта история о том, можем ли мы принять своих родителей такими, какие они есть – без осуждения, обвинений, каких-то оценочных суждений, – говорит режиссер Светлана Медведева.

Светлана сама предложила пьесу драмтеатру, и еще в Москве, не видя площадку и труппу, придумала пространство для этой истории. В ней много интерактива с залом и есть место для импровизации. Игорь Болдышев, исполняющий роль инфантильного отца, продает на центральной площади (в зрительном зале) средство от страха: реагирует на шутки, отпускаемые зрителями, и берет «на заметку» фразу худрука о прибавке к зарплате. Подобные «живые» вставки, пожалуй, разряжают атмосферу семейного неблагополучия, как и сцены, когда сыну и Питеру Пэну вместе действительно весело. Эскиз Светланы Медведевой в ходе обсуждения назвали «светлым и добрым», с чем согласиться, пожалуй, непросто, несмотря на то, что режиссер и вправду концентрированно старалась сделать его именно таким. Питер Пэн «улетает» от своего сына навсегда. С пятого этажа…

Игорю Болдышеву с его природной пластикой и, конечно, опытом отцовства удается интересно подать своего персонажа: мужчина-ребенок, который не задумывается об ответственности и упорно не хочет взрослеть. Ему противопоставлена учительница, которую исполняет Алевтина Чернявская: ей, напротив, пришлось повзрослеть рано, но ведь и ребенком побыть еще хочется.

Лаборатория – это, конечно, сжатые сроки, и процесс творческого поиска ограничен рамками времени, но зритель любит истории без швов. Эскиз Светланы Медведевой получился со спайками, без особых актерских открытий (во время лаборатории в театре стараются отходить от привычных актерских амплуа и давать артистам абсолютно иные роли), тем не менее из этого может получиться неплохой семейный спектакль, если добавить «специю» в виде морали и что-то сделать со сценой самоубийства.

Эскиз «Я танцую как дебил» – более цельное произведение, обнажившее не только конфликт отцов и детей, но и проблемы одиночества, в частности женщин за 30. Серьезных линий и подтекстов в этом юморном и музыкальном эскизе оказалось столько, что захотелось пересмотреть работу в другом жанре. Но режиссер сказал то, что сказал. Федор Климов представил историю о сумасшедших скоростях современного мира, о внутренней свободе и праве человека на собственную актуальность.

В постановке заняты актеры Екатерина Суязова, Анна Кикас, Вячеслав Бухтояров, Евгений Чистяков и другие театральные старожилы, а также «новички» труппы Дмитрий Гусев, Анастасия Павлюкова и Давид Доваджян.

– У вас получилось в каких-то моментах передать то, что я и закладывал, когда писал эту пьесу, но что-то получило такие подтексты, о которых я и не задумывался. Это очень здорово, – отметил драматург Игорь Ветренко, прибывший в Воронеж специально на показ эскиза по его пьесе.

Третья эскизная работа была представлена режиссером Андреем Горбатым по пьесе Олега Богаева «Я убил царя». Пьеса – хроника последних дней семьи последнего русского царя, рассказанная от лица свидетелей тех трагических событий – простых жителей Екатеринбурга, самих Романовых и их убийц.

Сколько будет живо

– Юбилейное СИТО состоялось в непростые для театра времена и в усеченном формате, так как всего три эскиза мы смогли показать. Ранее их было пять, поэтому не вся труппа была вовлечена в работу. Но мы рады, что нам вообще удалось провести лабораторию и успеть это сделать до локдауна, – рассказал руководитель лаборатории СИТО, режиссер театра драмы Никита Рак. – Все эскизы мы объ­единили в осенние показы, а их общая тематика – «выжить».

Войдет ли какой-либо из эскизов в репертуар театра, как уже бывало, пока неизвестно, об этом театр сообщит позже. Напомним, за время существования проекта СИТО на большую и малую сцену выходили такие постановки, как «Ловушка для птиц», «Ганди молчал по субботам», «Солнечная линия» и «С училища». В репертуаре они закрепляются, как правило, ненадолго. «Ловушку для птиц» показали всего несколько раз, спектакль «Ганди молчал по субботам», в котором был занят сын заслуженного артиста Воронежской области Юрия Смышникова Севастьян, продержался два сезона. «Солнечную линию» (пожалуй, один из самых успешных спектаклей проекта СИТО) сняли из-за ухода из театра актера Евгения Баханова. Пока в афише остается только спектакль «С училища», поставленный самим Никитой Раком.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Валерия ДРАБОВА

В тему

Режиссер Иван Комаров, который был участником проекта СИТО в воронежской драме и поставил эпатажную «Ловушку для птиц», планирует вернуться в Воронеж. В академическом театре он теперь намерен поставить «Анну Каренину» по роману Льва Толстого.

КСТАТИ

В Камерном театре на прошлой неделе тоже стартовала режиссерская лаборатория под руководством Олега Лоевского – театрального критика и историка театра. Творческие лаборатории молодой режиссуры и современной драматургии под его руководством проходят уже более десяти лет в разных театрах страны и за рубежом.

В этом сезоне лаборатория продлится несколько месяцев. Режиссеры будут приезжать и создавать эскизы с труппой в течение недели, удачные работы могут стать спектаклями. Первый показ лаборатории в Камерном театре уже состоялся. Режиссер Виктория Печерникова поставила эскиз по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Камень». В центре повествования – дом, покупкой которого была спасена еврейская семья.

Мариус фон Майенбург – современный немецкий драматург и режиссер, постоянный автор берлинского театра Schaubühne. В 2013 году его «Камень» поставлен на сцене Театра Наций Филиппом Григоряном. А в Камерном в 2015 году проходила читка этой же пьесы – в ходе проекта «Автор. Сцена. Текст».