2025-12-05

Что посмотреть воронежцам на выставке художников-соцреалистов в музее Крамского

Что посмотреть воронежцам на выставке художников-соцреалистов в музее Крамского

До 9 ноября в музее Крамского проходит атмосферная выставка «СССР. Вехи большой страны» (0+). В нее вошли живописные полотна и плакаты советских художников из собрания музея, созданных в период 1920-х-1990-х годов. Всего – около 70 работ. 

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке. Все начинается с Октябрьской революции 1917 года и заканчивается эпохой перестройки.

Основные разделы выставки как бы «озвучивают» написанные на красных полотнищах лозунги: «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим!», «Свобода, равенство, братство!», «Слава народу-победителю!», «Слава труду!».

– Эта выставка – не рассказ об истории СССР и не рассказ об истории живописи. Мы хотели погрузить зрителей в атмосферу той страны, которая уже перестала существовать, - пояснила куратор выставки, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Крамского Оксана Лепнева.

Оксана Лепнева.jpg

В советский период искусство не только отражало события в стране, но и формировало идеологический вектор государственной политики. Основным его творческим методом стал соцреализм. Художники нового времени, впитавшие наследие передвижников, в понятной и доступной для зрителя форме создавали образы современников, значимых событий, отражали переживания народа и дух времени.

photo_2025-10-30_14-57-14 (5).jpg

Первый раздел выставки посвящен событиям Великого Октября и Гражданской войны. На полотнах, посвященных первым годам существования молодой советской республики, появляются идеализированные политические деятели (Буденный, Ленин, Сталин) и герои Гражданской войны.

IMG_0820.jpg

Яркий тому пример – работы Надежды Юргенсон «Въезд Будённого в Воронеж» и Фёдора Модорова «На канале, Александра Любимова «Смерть буржуям». На картине Михаила Лихачёва «Первая борозда» в окружении народа изображен Ленин. Другого вождя – Сталина – запечатлел на своей работе «На канале «Волга-Москва» Фёдор Модоров.

Инв.№304-Ж_Модоров Ф.А. На канале Москва-Волга_1936_MG_2198.jpg

Следующий раздел выставки посвящен Великой Отечественной войне и празднованию Великой Победы. Одна из ключевых картин здесь – полотно Михаила Лихачёва «За героиню» 1949 года.

photo_2025-10-30_14-57-13 (4).jpg

В тематическом разделе, посвященном послевоенному восстановлению страны, собраны полотна, отражающие строительство городов, фабрик и заводов, а также освоение целины. Героический накал, характерный для живописи 1930-х, из работ художников-соцреалистов постепенно уходит.

photo_2025-10-30_14-57-13.jpg

– В послевоенный период страна начинает просто жить. Художники изображают жизнь обычных людей. Они не облечены каким-то особым героизмом и пафосом. Лица этих людей могут быть узнаваемыми. Мы могли их видеть в кино, - рассказала Оксана Лепнева.

В то же время все картины этого периода воспевают тему труда. Полотна – оптимистичны и праздничны – как кадры из советских фильмов-мюзиклов. Лица рабочих, сельских тружениц и комсомольцев, которых художники как бы застали врасплох за будничным трудом, озаряет улыбка и счастье.

photo_2025-10-30_14-57-12 (3).jpg

Яркие работы этого раздела – «Новоселье» Сергея Глушкова, «Воронеж. Стройка коммунизма» Василия Криворучко, «Свекловичницы» и «Комсомольцы на снегозадержании» Михаила Лихачёва.

photo_2025-10-30_14-57-12 (4).jpg

photo_2025-10-30_14-57-12.jpg

Следующий раздел выставки отражает период спокойных и благополучных 1960-1980-х годов. В центре внимания художников – люди разных профессий и возрастов, но уже не идеализированные. Перед зрителями они предстают без пафоса и торжественности. Они учатся, работают, строят дома и магистрали, занимаются культурой и наукой, отдыхают и воспитывают детей.

– На этих полотнах – люди, живущие спокойной, размеренной жизнью. Интересно сравнить портреты рабочих этого периода и счастливых и улыбающихся тружеников 1940-1950-х годов. Например, на картине «Трудовой день окончен» Юрия Внодченко мы видим обычных мужиков, которые только что закончили смену. Они покурят, а потом разойдутся по домам, - отметила Оксана Лепнева.

photo_2025-10-30_14-57-11 (2).jpg

В этом разделе – довольно много интересных портретов. Одна из самых светлых, ярких и жизнерадостных работ – «На завалинке» Геннадия Мызникова. На ней – сельские ребятишки. На других полотнах – люди самых разных профессий: ученые, врачи, женщины-штукатурщицы, сельские почтальоны.

– На этих портретах художники показывают характер человека, его внутренний мир. Взять, например, портреты студентов. Девушка и парень на картине Михаила Лихачева – задумчивые, сосредоточенные. Им кажется, что учеба в вузе – самый важный период их жизни. Рядом с ними – студентки-заочницы Алексея Еременко. Они немного рассеянные, у них уже есть работа и семья. Учеба для них – не главное в жизни, - отметила Оксана Лепнева.

Ерёменко А.П. Студентки _1967_jpg.jpg

В этом же разделе представлена прекрасная работа Григория Гончарова «Улица Мира» 1959 года. На ней – празднично одетые горожане, выходящие с вокзала «Воронеж-1» и спешащие по своим делам. Воронеж здесь изображен после летнего дождя.

Последний раздел выставки посвящен периоду с 1985 по 1991 годы. Это время перестройки и гласности. Представлен этот раздел в основном плакатами.

– Это время различных лозунгов, время тревожное и непонятное. Время, когда люди перестают понимать, что их ждет в будущем, но они очень активно включены во все происходящие события, - пояснила Оксана Лепнева.