Коминтерновский район – северные ворота столицы Черноземья. Именно здесь у гостей города, въезжающих в Воронеж на автомобилях, и создается общее впечатление о нашем городе. К тому же тут проживает почти треть населения мегаполиса.
Аккуратные или же, наоборот, захламленные улицы, безобразно разросшиеся кустарники вдоль обочин или красивые фигурные зеленые насаждения – что увидит человек, въезжающий в Воронеж с севера?
Сам по себе порядок в городе не создается. Мы сразу почувствуем, если работники комбината благоустройства вдруг не выйдут на работу. Зимой город парализуют снеговые завалы, летом он задохнется в пыли и погрязнет в мусоре.
На комбинате благоустройства Коминтерновского района работают 302 человека – водители, трактористы, грузчики, уборщики территорий, рабочие по озеленению и др. И всего 14 человек административного персонала.
– На предприятии самые высокие зарплаты из всех воронежских комбинатов благоустройства, – поясняет префект района Юрий Бавыкин. – Мы даем людям заработать, да и потребность горожан в чистоте круглосуточная. Работа сверхурочно всегда достойно оплачивается. Особенно остро такая необходимость ощущается зимой – если начался снегопад, мы не можем ждать до 8 утра, чтобы начать расчистку улиц. И летом подметальным машинам тоже нужно выполнить свою работу как можно раньше, прежде чем по магистральным улицам пойдут потоки автомобилей.
Комбинат обслуживает улично-дорожную сеть (УДС) и прилегающие к ней территории (тротуары, газоны, парки и скверы), содержит их в нормативном состоянии. Протяженность УДС района составляет 273 км.
– Кинуть пустую пластиковую бутылку мимо урны, выбросить в окно автомобиля остатки фастфуда – для некоторых граждан обычное дело. Каждый день наши рабочие могут «похвалиться» такими «уловами», – сетует мастер участка Алексей Башкатов. – В Воронеже есть официальные мусорные площадки, с которых за плату вывозит мусор региональный оператор. А есть места несанкционированных свалок, уборка которых ложится на наши плечи. В частном секторе у нас таких свалок 12. К сожалению, особенно «отличается» в этом вопросе Подгорное. Только вывезем – люди опять превращают убранную территорию в свалку. Стоят знаки, запрещающие мусорить. Но мы не можем дежурить там круглосуточно и ловить людей за руку. Мониторить ситуацию приходится ежедневно – выезжаем, убираем. Хотя это время работники комбината могли бы потратить с большей пользой для города – подмести тротуары, почистить газоны.
Мэр Воронежа Вадим Кстенин:
– Моя принципиальная позиция – увеличить зарплаты механизаторам, водителям комбинатов и работникам ручной уборки. Такое поручение я дал, все необходимые нормативные документы для этого приняты. Прекрасно понимаю, насколько тяжел ваш труд – при любых погодных условиях и в любое время дня и ночи. Считаю, что именно вы, а не управленческо-административный персонал, самый ценный актив комбинатов. И мы не будем разбрасываться людьми, которые обладают опытом, давно работают на благо города, знают каждый люк и каждый метр своего района.
Водитель КамАЗа Максим Фильшин работает на комбинате три года. Признается, что другой работы для себя не представляет.
Для водителя Павла Никулина, который старше Максима, имеет значение, в первую очередь, стабильность работы. Пришел он сюда год назад, ему очень нравится коллектив, грамотное руководство, он уважает четкость и определенность ставящихся перед работниками задач.
– Зарплата платится вовремя, вся «по-белому», поэтому я уверен не только в завтрашнем дне, но и в своей пенсии, – говорит Никулин.
В сентябре этого года Коминтерновский район готовится отпраздновать 80-летие со дня основания. В России есть устоявшийся обычай, чтобы ко дню рождения каждого члена семьи блистал весь дом. То же можно сказать и о районе, так что комбинату благоустройства работы к юбилею прибавится.
Наталия ОСИНА
Фото Сергея Губанова