Автомобильный поток в Воронежской области увеличивается с каждым годом, а это ощутимая нагрузка на дороги. Возникает вопрос – как строить, чтобы срок эксплуатации дорожных сетей был выше? Какие новые технологии применяются в нашем регионе при прокладке новых участков дорог и каких преображений ждать к ноябрю 2016 г., корреспондент «Горкома» узнал во время пресс-тура по дорогам региона.
Европейские практики
В рамках пресс-тура руководитель департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Александр Дементьев с подчиненными проверил работу на пяти объектах в Хохольском, Эртильском, Аннинском районах и г. Нововоронеже.
Первой точкой маршрута стала дорога Воронеж - Луганск в Хохольском районе. Ремонт на 48-51 км автодороги подрядная организация ООО «Дорожник» начала 8 августа, но уже работы здесь близятся к завершению – через две недели участок планируют сдать в эксплуатацию.
– В настоящее время мы производим работы по фрезерованию бетонного покрытия, затем на данном участке начнем укладывать слой щебеночно-мастичного асфальтобетона. Это новая технология строительства дорог в нашем регионе, – рассказал начальник данного участка, представитель компании-подрядчика ООО «Дорожник» Михаил Мещеряков.
Технологию эту, кстати, опробовали в регионе четыре года назад, но ее активное внедрение начинается только сейчас.
– Преимущество щебеночно-мастичного асфальтобетона в том, что он пластичен, обладает свойством самозатягивания мелких трещин, – пояснил ведущий советник департамента Федор Матвиенко. – Покрытие как бы сопротивляется образованию колеи. Такая технология распространена преимущественно в странах Европы и на федеральных трассах России. Теперь практику применения активно внедряем на трассах областного значения.
Кстати, по словам эксперта, новая технология продлит срок службы участка дороги примерно на два года – в течение семи лет к нему можно будет не возвращаться, в то время как дороги, отстроенные традиционными методами, будут нуждаться в ремонте уже через пять.
На другом участке строительства – дорога Эртиль-Ячейка-Битюг-Матреновка – рабочие также осуществляют ремонт с применением новой технологии. Здесь используют холодную регенерацию. Суть метода такова: измельчение и перемалывание щебня и цемента для получения однородного прочного дорожного основания, на которое впоследствии кладется мастичный асфальт. Метод позволяет тратить на строительство отведенных аварийных участков гораздо меньше средств.
Еще одну дорожную сеть Анна-Мосоловка-Михайловка 1-я введут в эксплуатацию в этом году. Жители Анны и Панино ждали ее давно, а в 2015 г. администрации районов разработали проектно-сметную документацию и предложили на рассмотрение губернатору Алексею Гордееву. Он инициативу одобрил.
– Дорога напрямую соединит райцентры. Здесь станет возможным передвижение транспорта в любые погодные условия, – заметил Александр Дементьев. – Путь движения сократится на 40 км. Здесь смогут передвигаться в том числе и большегрузы. Нельзя забывать, что у нас аграрный регион, на данном участке осуществляется перевозка свеклы. Работы завершены уже на 70%.
Штрафы не по карману
Также в рамках пресс-тура был осмотрен пункт весового контроля на подъезде к Нововоронежу. Здесь взвешивают транспортные средства, и если перегруз выявляют, то на месте составляют акты о нарушениях.
– Примерно по 1-2 нарушителя в день «ловим». В месяц таких нарушителей больше 20, – рассказал сотрудник весового контроля Константин Хлебов. – Перевесы бывают разные, а это серьезная нагрузка на дороги – они портятся. Штрафы тоже выписываем разные – это зависит от размера груза, расстояния, которое преодолел водитель, и т.д. На моей памяти самый серьезный штраф составил 100 тыс. руб. И это еще не предел.
Впрочем, пока в регионе работают только передвижные весовые пункты контроля. Их можно встретить на самых загруженных участках трасс. Но порядка 15 стационарных постов весового контроля могут появиться на областных трассах области уже в 2017 г. Проект обойдется в 550-800 млн руб. В департаменте транспорта и автомобильных дорог области рассматривают возможность государственно-частного партнерства. Инвестор, кстати, уже нашелся.
Плюсы таких контрольных пунктов, по словам специалистов, в том, что они максимально исключат человеческий фактор. Оборудование зафиксирует превышение массы большегрузных автомобилей, а компьютер передаст информацию в правоохранительные органы. Владелец автомобиля получит уведомление о необходимости оплатить штрафы за нарушение правил перевозки.
Нелегкий выбор
Несмотря на внушительные темпы ремонта новых транспортных узлов, всего 63% автодорог областного значения соответствуют требованиям и нормативам ГОСТа. В департаменте транспорта и автодорог этого не скрывают, но и, несмотря на то что показатель выше, чем у соседей, бездействовать не намерены – в планах «подтянуть» показатель до более высокого благодаря строительству с применением новых технологий и увеличению объемов выполненных работ.
– Более 200 км дорог мы отремонтируем до конца 2016 г. Также в планах завершить ремонт трех мостов, привести в порядок проблемные пешеходные дороги, укрепить обочины, установить дорожные знаки и т.д. Объем данных работ уже больше, чем в 2015 г., и в будущем мы планируем его еще увеличить, – подчеркнул Дементьев.
36 проблемных участков сотрудники областного департамента транспорта и автомобильных дорог уже обозначили, их ремонт планируют осуществить в 2017 г. Однако в департаменте уверены, таких участков гораздо больше, поэтому просят воронежцев помочь с их выявлением. Сообщить, какой участок дороги нуждается в срочном ремонте, можно на официальном сайте департамента в разделе «Работа с обращениями граждан».
Все предложения рассмотрят во время очередного обследования дорог. Однако приоритеты все равно придется расставлять – бюджет дорожного фонда составляет всего чуть более 8 млрд руб. Этих средств не хватает, чтобы конкурировать с качеством федеральных трасс, но вполне достаточно, чтобы не быть арьергардом среди других регионов.