Общественный совет при областном управлении архитектуры и градостроительства был создан недавно. Власти признали – при строительстве тех или иных сооружений и зданий, при выдаче разрешений под строительство обязательно необходимо учитывать мнение неравнодушных горожан-активистов. О том, какие функции возложили на Общественный совет, мы поговорили с его председателем, воронежским краеведом Ольгой Рудевой.
Надо действовать
– Общественный совет при управлении архитектуры и градостроительства существует уже месяц. Но понимания, для чего этот совещательный орган нужен, у многих пока нет. Каковы его функции и полномочия?
– Вопрос о создании такого Общественного совета назрел давно. Раньше, когда застройщик выражал готовность построить многоэтажку, бизнес-центр, любую другую высотку в исторической части города или поселка, ему говорили – общественность против. А какая общественность? Где она? Это было не совсем понятно. А теперь мы можем открыто вести диалог и выражать позицию общественности.
– В совет вошли люди разного возраста и профессий. Среди них – не только историки, краеведы, застройщики и архитекторы, но и творческие деятели, студенты, представители СМИ. По какому принципу набирали состав?
– Это люди, которым небезразлично, в каком городе мы будем жить. Мне часто приходится напоминать, что наш Воронеж достался нам во временное пользование. И то, каким его увидят наши потомки, зависит от сегодняшних застройщиков, архитекторов, лиц, принимающих решения, а также ото всех жителей без исключения. Чтобы город был гармоничным и красивым, нельзя сидеть сложа руки. Кстати, на собеседование, которое являлось как бы вступительным испытанием при наборе членов совета, пришли более 50 человек.
О наборе было широко объявлено в интернете. Его проводила лично руководитель управления архитектуры и градостроительства Марина Ракова. Наверно, прежде всего надо было как-то показать свое неравнодушие. Всего в совет вошли 23 человека.
– Первое заседание Общественного совета уже состоялось. Вы определились, какие вопросы необходимо решать в первую очередь?
– Общественный совет – новое образование, поэтому надо понять, как мы будем действовать и налаживать контакты с представителями бизнес-сообщества. Разработка своего рода контактной нормативной базы – одна из главных задач на сегодняшний момент.
Если говорить конкретно, то в первую очередь важно взять под особый контроль ситуацию вокруг типографии «Коммуна». Там пока ничего непонятно. Надо глубоко изучить предлагаемый застройщиком проект, теперь доступ к нему мы можем получить. Этим и займемся в ближайшее время.
К тому же надо проследить, как будет осуществляться реконструкция по адресу пл.Ленина, 6 аварийного здания рядом с театром оперы и балета, столько лет простоявшего под навесом. По старому проекту застройщик хотел его снести, а вот с новым проектом мы пока не знакомы.
Законы и «хотелки»
– Неоднократно в своих интервью вы говорили о том, что есть законы, а есть пресловутые «хотелки», и это распространяется как на застройщиков, так и на жителей. То есть и горожане не всегда бывают правы, когда препятствуют строительству какой-либо новостройки?
– Тут надо понимать, что новостройки даже в центре города – не всегда плохо. Место же может похорошеть. Совсем гасить точечную застройку на корню не имеет смысла. Надо изучить проект, порекомендовать этажность... Да, хочется сохранить историческую часть города, но как «заморозить» строительство, если закон его разрешает? По закону, например, можно снести арт-центр «Коммуна», сам по себе он не представляет исторической ценности, за исключением голубого домика. Но мы боремся за его сохранение, потому что для города это значимый объект. Но все равно надо различать «хочу» и «можно».
Сейчас, и я обращу на это внимание, споров при строительстве возникает гораздо меньше. Меньше, чем десять лет назад. Потому что всем интересно иметь хорошую репутацию.
– Не секрет, что застройщики часто с вожделением смотрят на лакомый кусок. Это уже своего рода их «хотелка». Строительство возле усадьбы Быстржинских на ул.Платонова по-прежнему вызывает опасения. Общественный совет может повлиять на эту ситуацию?
– Усадьба Быстржинских – болевая точка для воронежских общественников. Многоэтажка, которую здесь собираются возвести, «убьет» полностью историческую улицу Базарная гора и вид в округе. Тут не соблюдены охранные зоны – границы, за которые при строительстве нельзя выходить; они были обозначены после выдачи разрешения на строительство. Сейчас повлиять на застройщика мы можем, только аннулировав его разрешение на стройку. Этим и занимается группа общественников.
Думаю, в дальнейшем подобных ситуаций возникать не будет. Охранные зоны защищают памятники исторического и культурного наследия. Если рядом с ними что-то возводить, то надо соблюсти ряд обязательных условий. Но они, как правило, отпугивают бизнесменов – слишком сложно и затратно. И они готовы искать другие места.
Общими усилиями
– Есть мнение, что главные ошибки в строительстве были заложены после Второй мировой войны, когда город в буквальном смысле пришлось восстанавливать из руин…
– Это ошибочное утверждение. Абы как начали строить в 70-е. А после войны очень бережно относились к таким вопросам, потому что за этим следили сильные архитекторы - Троицкий и Здебчинский.
Послевоенные проекты, наоборот, благоприятно сказались на Воронеже. В каких-то случаях война даже пошла на пользу. К примеру, территории привокзальной площади. После ожесточенных боев, которые разрушили здесь абсолютно все, архитекторы поставили вокзал в правильное место – в центр участка. Рядом обустраивают улицу и выход к парку «Орленок». Здесь же кольцо и дорога на Большую Дворянскую. И получилась такая вот красота. А главное – все талантливо и уместно.
И задумка интересная: дома, расположенные рядом с вокзалом, - как объятия города, встречающие приезжих.
В 60-е центр города заполнился безликими хрущевками, в 70-е типовыми многоэтажками. Дореволюционные дома с печным отоплением в центре города, не стоящие на охране, убрали. Реконструировать их было очень дорого. Сейчас же обидно до дрожи: снесли шедевры! Только теперь понимают, что с этим зданиями нужно было обращаться рачительнее.
– Вы говорили, что очень важно, когда архитектор и застройщик могут договориться. Получается, что их договоренность – залог успеха?
– Приведу пример. Наш ЦУМ ругают все. Но сам проект его застройки, предложенный моим знакомым архитектором, был великолепен. Он должен был быть облицован бельгийским стеклом и располагаться несколько глубже. Вот тогда – здание было бы очень уместно и красиво. Но застройщик решил сэкономить.
И другой пример. Пристройка к кинотеатру «Спартак» – необычайно гармонично. Архитектор вовлек заказчика в творческий процесс. Обосновал, почему там надо ставить дорогое стекло. Тот тоже не сразу согласился. Архитектор привез несколько видов стекла, и они устроили «примерку». Получилось так, что заказчик сам выбрал именно то стекло, которое и шло по проекту.
Когда мы все найдем общий язык, будем жить в красивом, гармоничном городе…