2024-09-22

Человек-движение. В Воронеже выступил турецкий танцовщик Зия Азази

Человек-движение. В Воронеже выступил турецкий танцовщик Зия Азази

Человек-движение, играющий с огнем, – так в нескольких словах можно охарактеризовать уличный спектакль известного турецкого хореографа и исполнителя Зии Азази «Догорающее пламя». Показ спектакля состоялся в день открытия XII Платоновского фестиваля искусств на пляже парка «Алые паруса» в пятницу, 2 июня.

Действие происходит поздним вечером на высоком помосте, со всех сторон которого к ограждениям приникли зрители. Один из ассистентов разжигает расположенные по кругу конфорки. Так что выражение «огни рампы» здесь можно использовать в буквальном смысле слова.

Появление Азази нельзя назвать эффектным – он входит внутрь этого круга и начинает движение лёгкой пробежкой. Постепенно темп движения ускоряется, как заведённый мотор, он набирает обороты. Усложняется и само движение – к нему добавляются различные вращения, выход из пируэта на аттитюд, кувырки, верчения, многие элементы он делает на полу. И всё это при непрекращающемся и даже набирающем силу движении.

По своей природе спектакль синтетический – в нём многое от цирка – исполнитель переносит пламя прямо пальцами рук, в чём явно замешан какой-то фокус. Он мастерски управляется с полотнищами – выбрасывает его движениями тореадора, хлещет себя, подбрасывает вверх и кружит на руке как тарелочку, умудряется попасть в него головой, и оно уже юбочной драпировкой кружится вместе с ним. А в финале каёмка «юбки» тоже загорается, и наступает кульминация, самый эффектный момент 25-минутного спектакля – вращающийся огненный круг на человеке. А уже совсем в финале внешний круг резко сужается, огни подступают к человеку вплотную. Это конец истории, конец человеческой жизни. Ведь именно об этом был спектакль. О бесконечном движении человека по кругу жизни, тщетных попытках найти опору вовне (то, на что герой пытается опереться, оказывается бумажными лентами, которые он сминает и выбрасывает), постоянном обновлении и неизбежности фатального финала.

На коротком пресс-подходе Зия Азази говорил о том, что не представляет в своём творчестве постоянное вращение и кружение как ритуал суфизма. Скорее, он вдохновляется им как артист, потому что повторяющиеся движения вводят в транс. Эту технику выбрал по внутреннему отклику. Главным считает не физическую форму, а состояние мысли и медитативность.

Он представил нам редкий тип зрелища, когда восторгаясь мастерски выполненным трюком, фокусом, виртуозностью движений зритель ещё и прикасается к какой-то мистической тайне. Испытывает ощущение сродни тому, что могла чувствовать средневековая толпа на выступлении бродячего дервиша.

Начиная с «Танца человека и экскаватора» на площади Ленина устроители Платоновского фестиваля искусств на открытии стремятся представить что-то необычное. В этом смысле спектакли Зии Азази можно считать одними из наиболее удачных опытов.

Надежда РОГОТОВСКАЯ