2024-06-13

Чеховские персонажи – на сцене Камерного театра Воронежа

Чеховские персонажи – на сцене Камерного театра Воронежа
В Воронежском Камерном театре – премьера «Вишневого сада». Последняя пьеса Антона Чехова в интерпретации режиссера Антона Федорова – модернизированная классика с вплетенными в оригинальный текст современными фразами, а чаще – междометиями, дискотекой и выезжающим прямо на сцену автомобилем.

Персонажи похожи на тех, что мы встречаем на улице, даже говорят не «архаичным чеховским языком». Антон Федоров, по его словам, старался найти такой способ диалога с публикой, чтобы пьеса Чехова стала понятна и близка каждому современному зрителю. При этом режиссер хотел, придав классическому произведению современное сценическое воплощение, а по сути – форму, не потерять смысла, заложенного Антоном Павловичем. В своем спектакле он рассуждает на тему неподлинного существования, когда герои, как бы ни старались найти выход, остаются запертыми в прошлом; их жизнь подменяется воспоминанием.

Вот только под красивой оберткой вневременной истории, которую нам «продают», как-то сложно узнать чеховских персонажей. Раневская в исполнении актрисы Натальи Шевченко предстает эмоционально нестабильной женщиной, неспособной справляться со своими страхами и переживаниями. Проще говоря - истеричкой. Вот только причина этого, ее внутренний конфликт, ее привязанность к саду кажутся нераскрытыми. На фоне общей атмосферы теряется, становится невнятным и образ Лопахина (Василий Шумский), также являющийся центральным в этом произведении. Какие там у него мотивы насчет сада?!

С другой стороны, режиссер предлагает такую форму для спектакля, когда, в общем-то, словесное описание поступков и мотивов не требуется, ведь современный мир погряз в токсичности, а людей часто характеризуют эгоистичность, неумение друг друга выслушать и постараться понять. И здесь, когда это просто иллюстрация, не надо дополнительных объяснений – она и так ясна, понятна и должна работать. Но не работает. Персонажи местами говорят много и одновременно, отчего складывается ощущение хаотичности и абсурдности происходящего. Впрочем, иногда это все же на что-то похоже, например, на зажеванную кассету, которая, запертая крышкой магнитофона, пытается выбраться из замкнутого пространства. И «федоровские» персонажи так ищут выход, только, держась за хвост прошлого, не способны сдвинуться с места.

Словом, такое воплощение Чехова представляется весьма спорным, особенно если учесть, что в этом спектакле имеются отсылки и к другим текстам драматурга, а также к Пушкину и народным сказкам. Для юмора ли это сделано режиссером (а эти моменты и вправду вызывают улыбку) либо чтобы лишний раз напомнить, что эти имена – наш золотой фонд, трудно сказать наверняка.

Из плюсов – это зрелищно. Антон Федоров сам выступает художником спектакля, а помогают ему в этом художник по свету Игорь Фомин, видео­художник Алексей Бычков и костюмер Наташа Федорова. По оформлению – это огромная лужа в центре сцены, которая не просто символ застоя, а трясина, засасывающая персонажей. В то же время это и зеркало, и возможность играть светом, создавая атмосферу и решая пространство спектакля без дополнительных громоздких декораций. В ней же – в луже – собственно, и отражается сам сад, его физического присутствия на сцене не будет.

«Вишневый сад» – первая драматическая премьера 30-го юбилейного сезона Камерного театра. Антон Федоров впервые обратился к произведению Антона Чехова и на предшествующей премьере пресс-конференции назвал «Вишневый сад» своим любимым произведением. Зрители уже знакомы с этим режиссером по спектаклю «Ребенок», который принес Камерному театру «Золотую маску» как «Лучший спектакль в драме. Малая форма».

Увидеть «Вишневый сад» в интерпретации Антона Федорова можно 3, 4 и 19 ноября. Возрастное ограничение – 16+.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ