Проект закона области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» был рассмотрен в ходе заседания правительства Воронежской области, которое 25 октября провел губернатор Александр Гусев. Правительство заседало в расширенном формате – с участием руководителей муниципальных районов и городских округов.
Руководитель департамента финансов области Надежда Сафонова отметила, что особенности бюджета связаны с изменениями федерального законодательства, поручениями Президента и Правительства РФ. На формирование собственной доходной базы бюджета существенное влияние оказали, с одной стороны, положительная динамика экономических показателей, результатом которой является рост собственных доходов на 4,4 млрд рублей к уровню текущего года, а с другой – принятые кабинетом министров решения об отмене налогообложения движимого имущества, которые влекут за собой выпадающие доходы в объеме 6,5 млрд рублей. В результате доходы консолидированного бюджета в 2019 году предусматриваются в размере 97,7 млрд рублей со снижением к оценке текущего года. Надежда Сафонова подчеркнула, что снижение происходит в основном в областной казне и местных бюджетов практически не касается. На снижение собственных доходов облбюджета также влияет передача 0,3% налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципалитетов, что связано с необходимостью выравнивания передаваемого в соответствии с законодательством норматива отчислений по налогу, которая возникла в результате миграции трудовых ресурсов на территории области. Таким образом, собственные доходы областного бюджета уменьшатся к текущему году на 2,4% и составят 77,1 млрд рублей.
Наиболее весомыми доходными источниками остаются налог на прибыль организаций и НДФЛ, которые составляют почти 64% в собственных доходах, или более 49 млрд рублей.
Общий объем доходов областного бюджета на 2019 год с учетом федеральных средств запланирован в сумме 96,719 млрд рублей. Исходя из этого объема и ограничений по параметрам государственного долга и дефицита определены максимальные расходные возможности – 99,009 млрд рублей. Дефицит в размере 2,289 млрд рублей имеет гарантированные источники финансирования, они также предусмотрены в бюджете, пояснила Надежда Сафонова.
Она также отметила главную особенность бюджета 2019 года – это отсутствие просроченной кредиторской задолженности, как в учреждениях областного, так и муниципального уровня. И в этом Воронежская область в составе лидеров среди субъектов Федерации. А это значит, что весь распределяемый ресурс будет расходоваться на текущие нужды, а не на расчеты по долгам прошлых лет.
Приоритетом при составлении бюджета остается выплата заработной платы. В 2019 году повышение зарплат бюджетникам будет продолжено. На эти цели запланировано дополнительно 1,44 млрд рублей. Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года планируется в сумме 11 280 рублей.
Кроме того, в бюджете проиндексированы и другие социально значимые статьи расходов, включая социальные выплаты, стипендии, питание и медикаменты, коммунальные услуги. Также предусмотрено софинансирование в федеральных программах.
Еще одной особенностью нового бюджета, по словам Надежды Сафоновой, стало участие области в реализации нацпроектов. По предварительной оценке, в регион планируется привлечь в 2019 году почти 12 млрд федеральных рублей, а в ближайшие шесть лет – порядка 90 млрд. Со стороны Воронежской области необходимо обеспечить выделение на эти цели 6,5 млрд рублей. Средства в бюджете имеются, часть из них зарезервирована. Окончательные суммы на реализацию национальных проектов будут еще уточняться до завершения работы с федеральными министерствами.
Главный финансист области доложила, что, как и прежде, основную долю расходов бюджета составляют отрасли социальной сферы – 64,7%. В частности, общий бюджет здравоохранения в следующем году вырастет на 2,5 млрд рублей к текущему году и составит 38,98 млрд. В следующем году впервые за 15 лет планируется выйти на полностью бездефицитную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств областного бюджета.
Расходы в сфере образования в целом по консолидированному бюджету планируются в сумме 31,709 млрд рублей (плюс 1,633 млрд).
Расходы на соцзащиту населения запланированы в сумме 10,413 млрд рублей. Размеры социальных выплат увеличены на уровень инфляции, их объем рассчитан, исходя из контингента. Также Надежда Сафонова сообщила, что в соответствии с решением бюджетной комиссии запланированы расходы на продление трех мер социальной поддержки, заканчивающих свое действие в текущем году: региональный материнский капитал, ежемесячная компенсация стоимости проезда гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, ежемесячная денежная компенсация за наем жилых помещений детям-сиротам.
Полностью обеспечено повышение оплаты труда «ука́зным» и прочим категориям работников, а также в необходимом объеме запланированы средства на поэтапное увеличение заработной платы для четырех низкооплачиваемых категорий работников учреждений социального обслуживания.
Что касается расходов на культуру, то они увеличиваются на 7% и составят 1,5 млрд рублей. Впервые запланированы средства на проведение Года театра РФ, увеличены ассигнования на новые постановки. Обеспечено содержание театров, библиотек, музеев, предусмотрены средства на традиционные и значимые для региона мероприятия – Платоновский фестиваль, детский фестиваль «Маршак», оргкомитет «Победа» и другие.
Дорожный фонд планируется в объеме 9,994 млрд (плюс 849 млн рублей к уровню 2018 года). На господдержку организаций АПК предусмотрено 2,048 млрд рублей собственных средств, что существенно выше текущего года.
Долговая нагрузка Воронежской области, заверил Надежда Сафонова, на протяжении многих лет находится на экономически безопасном уровне и является одной из самых низких среди регионов ЦФО и России в целом. В 2017 году Минфином была проведена реструктуризация задолженности Воронежской области по бюджетным кредитам на 12 млрд рублей с рассрочкой погашения до 2024 года. Она дала возможность отсрочить привлечение рыночных заимствований, но при этом регионом приняты обязательства по снижению долговой нагрузки на бюджет. Все условия соглашения соблюдаются, и даже более – по итогам 2019 года планируется снижение долговой нагрузки до уровня 41,5% против 47%, предусмотренных в соглашении. Планируемое сокращение долговой нагрузки позволит сэкономить собственные средства на обслуживании долга в объеме около 0,5 млрд рублей.
Комментируя проект бюджета, Александр Гусев обратил особое внимание на вопрос формирования доходной базы областной казны:
– Уменьшение собственных доходов в бюджете-2019 связано не с тем, что мы снижаем поступления по каким-то статьям экономической деятельности, а вызвано изменениями межбюджетных отношений. В частности, отменой налога на недвижимое имущество. Безусловно, уточнения областного бюджета будут еще происходить. И, наверно, финальное будет в январе будущего года с учетом дополнительных средств федерального бюджета, которые будут к нам поступать, с учетом переходящих остатков. Поэтому у нас дополнительные возможности еще будут появляться в финансировании ряда направлений, в том числе по федеральным проектам, после уточнений.
Глава региона также сказал об областной адресной инвестиционной программе, на реализацию которой заявлено порядка 5,6 млрд рублей:
– Она может измениться, но мы сейчас должны найти баланс между новым строительством и поддержанием существующих объектов, прежде всего, социальной инфраструктуры. Мы планируем в следующем году существенно увеличить затраты на капитальный ремонт и оснащение уже действующих объектов социальной инфраструктуры. Прежде всего, это будет касаться объектов здравоохранения и культуры, потому что именно там у нас положение наиболее сложное. Сейчас такие программы капитального ремонта отраслевыми департаментами планируются.
В связи с этим губернатор обратился к главам муниципалитетов:
– Вы должны свои заявки подавать. Мы должны закончить и формирование этих программ, и по большому счету провести конкурсную процедуру по этим программам до апреля, чтобы в теплое время спокойно проводить работы.
Отдельно Александр Гусев коснулся подготовки к празднованию 75-летия Великой Победы в 2020 году:
– Мы запланировали ряд объектов. В том числе прошу всех коллег в муниципальных районах и руководителей отраслевых исполнительных органов посмотреть, что нам нужно сделать, чтобы чего-то не упустить. А особое внимание уделить положению ветеранов Великой Отечественной войны.
Что касается малого и среднего предпринимательства, было отмечено, что областным бюджетом предусмотрены дополнительные средства на данное направление.
– Фактически даем старт новой программе строительства мощностей по переработке сельхозпродукции, – заявил глава области. – Речь даже не идет о техническом перевооружении действующих производств. Все-таки поддержка будет направлена на создание новых предприятий с современными технологиями. Фокус будет смещен на строительство таких предприятий по переработке зерна. Поэтому тоже всех прошу, у кого есть контакты с потенциальными инвесторами: эту информацию доносите. Мы готовы с ними встречаться и условия их вхождения на территорию Воронежской области оговаривать.
Александр Гусев напомнил главам о реструктуризации задолженности муниципальных образований перед областным бюджетом, но счел необходимым подчеркнуть:
– Это не значит, что мы вам сейчас списываем долги перед областным бюджетом, а вы их тут же накапливаете либо снова перед бюджетом, либо в виде кредиторской задолженности, либо в виде дополнительных коммерческих кредитов. Я прошу очень ответственно к этому подходить. Обо всем, что связано с привлечением коммерческих средств, обязательно советуйтесь с департаментом финансов.