2024-12-22

Борис Гребенщиков: «Жить в аду – занятие фантастически скучное и совершенно бездарное!»

Борис Гребенщиков: «Жить в аду – занятие фантастически скучное и совершенно бездарное!» Как мы уже сообщали, вчера в нашем городе побывал мастодонт российского рока Борис Гребенщиков со своим «Аквариумом». На сцене концертного зала Event-Hall музыканты выступили в рамках юбилейной программы «45». Впрочем, сам Борис Гребенщиков с большой иронией относится к подобным «знаковым» событиям. - Я не понимаю, что такое юбилейная программа или тур. Чтобы продать билеты на концерты, каждый промоутер с нашим директором придумывает какой-нибудь нам юбилей. Я уже в них запутался. У нас получается каждый год какой-нибудь юбилей. 150 лет с тех времен, как второй гитарист сломал ногу, и так далее. Концерт есть концерт, это самостоятельное событие, его не надо ни к чему привязывать. Любой концерт - это чудо. Накануне концерта Борис Гребенщиков любезно согласился встретиться с воронежскими журналистами в отеле «Holliday Inn» и поболтать «за жизнь». «Ну, рассказывайте…», - начал пресс-конференцию Борис Борисович. «Мы, наоборот, пришли послушать умного человека...», - тут же «отбили подачу» представители пишущей братии. «Где ж вы его найдете…», - вздохнул БГ и лукаво улыбнулся. Когда журналисты поинтересовались, чем легендарный рокер, приезжающий в наш город ежегодно, будет удивлять воронежскую публику, Борис Борисович в привычной ему манере отшутился. «Мы собираемся очень серьезно всех удивить, потому что будем сегодня играть на музыкальных инструментах и петь ртом. Мы долго искали эту технику, и наконец-то сейчас открыли…» «Наблюдать за спортом по телевизору – маразм высшей степени!» - Борис Борисович, вы будете болеть за кого-то из наших спортсменов на Олимпиаде? И вообще, как относитесь ко всей этой ситуации? - Когда я наблюдаю за тем, как здоровые люди смотрят в коробочку и наслаждаются беготней по полю десятков битюгов, у меня, честно говоря, челюсть отваливается. Как люди дошли до такого маразма, я понять не могу. - Вам в принципе спорт не нравится, или наблюдать за ним? - Спорт мне нравится. Не нравятся мне миллионы идиотов, которые смотрят на то, как другие бегают. Вам не кажется это странным? По-моему, это безумие. Что им это дает? Они становятся лучше от этого? Лучше бы сами бегали. - Азарт, адреналин… - Да лучше пусть лучше инъекцию себе сделают - дешевле будет. И врачи разбогатеют. Как будто они и так не богатые…Так что, со спортом ко мне лучше не обращайтесь, а то вы рискуете подставиться. «После произнесения матерных слов, мне хочется прополоскать рот» - Сейчас все обсуждают вашу песню «Время …..ся». Вот это вы, конечно, удивили поклонников. - Вы не представляете, как я себя удивил! Я, честно говоря, вообще не думал, что меня на это хватит. Произнесение матерного слова на сцене для меня, во-первых, святотатство, во-вторых - физически противно. Мне хочется потом прополоскать рот. - Вы действительно после этой песни каждый раз полощете рот? - На концертах я обхожусь тем, что после нее пою еще десяток других песен. «Я не интересуюсь мнением коллег, мне интересна критика» - Вчера у нас выступал бит-квартет «Секрет» и на интервью Николай Фоменко сказал, что это вообще его любимая песня… - Да? Приятно! - А Максим Леонидов рассказывал, как вы недавно встретились на Гоа, и вы ему дали послушать новый альбом. От Леонидова тоже мы услышали самые положительные отзывы. Он сказал, что это было прекрасно! А вообще как часто вы интересуетесь мнением коллег? - Я вообще не интересуюсь мнением коллег. Мне приятно слушать любую критику, потому что это позволяет сделать что-то лучше. Но критики я от Макса не получил, он был со мной удивительно любезен. И мне очень приятно от вас слышать, что Макс хвалил мой альбом. - Про альбом «Соль» вы рассказывали, что работа над ним длилась больше года. А как долго рождался последний альбом «Время N»? - Здесь процесс был еще более долгим – 2 года. Песни долго писались… - Журналу «Огонек» вы рассказывали, что новый альбом стал движением от кромешного ада к свету… - Ну, я так ощущаю, да. - А что вас подвигло обратиться от ада к свету? - Мне кажется, жить в аду – занятие фантастически скучное и совершенно бездарное. «Критика меня не задевает» - Недавно вы обронили такую фразу, что сейчас Россия по уровню дурости превосходит все страны. Не боитесь, что вас после этой фразы обвинят в непатриотичности? - Есть ли в этой комнате хоть один человек, который со мной не согласится? Нет. Я говорю то, что вижу, чувствую, ощущаю. По счастью, телевизор я не смотрю. Но в любой гостинице, когда спускаешься на завтрак, работает телевизор. Уровень жлобства, агрессии и просто чудовищного хамства зашкаливает. - А в интернете разве не так? - В интернете у каждого есть возможность смотреть то, что он хочет. С телевидением такое не прокатывает. Да и в интернете меня интересуют лишь отдельные музыкальные сайты, и то, что происходит у меня в Фейсбуке. Там у меня только те люди, которых я знаю, поэтому мне интересно, что они пишут. Много разных смешных вещей, новости… Еще мне нравятся рассматривать фантастически красивые картинки - это такой уровень прекрасного идиотизма. - Какой самый интересный комплимент в свой адрес прочитали в интернете? - Вы знаете, я не запоминаю. Я радуюсь, и иду дальше. - А из критического? Ничего не задевает? - Нет, меня ничего не задевает. Я просто слушаю то, что говорят люди, и уже смотрю, можно ли сделать поправки, чтобы это стало лучше. Каждый день, с лета по 10 января, - когда началась активная работа над альбомом «Время N.», я проходил все эти песни в разном порядке, и смотрел, что можно сделать лучше! 5 или 6 месяцев подряд я выстраивал, как это должно быть. Я внимательно слушал всех, кто мне что-либо по этому поводу говорил – хорошее или плохое, страшное или приятное. Альбом для ангелов - Сегодня в интернете люди скачивают чаще отдельные музыкальные файлы, а не весь альбом целиком. Есть ли музыканту в этом случае смысл делать концептуальный альбом, логически выстраивая композиции? - Есть, и смысл этот очень простой - тот же смысл, что петь в пустом зале. Всегда есть огромная аудитория ангелов, которая слушает, воспринимает, и им это жизненно нужно. Поэтому, когда я что-то делаю, я делаю это в расчете на то, что у меня есть такой же слушатель, как я сам. Из симфонии кусочек в две минуты никак ножницами не вырежешь. Вот любой альбом - это симфония. - В 2016 году вы презентовали проект «БГ. Симфония», но почему-то не отправились с ним в российский тур… - Что вы! Мы проехали всю Россию! Просто этот альбом вышел через год после того, как этот тур кончился. - А до нас так и не доехали… - Я бы хотел доехать, но, к сожалению, я не могу возить с собой симфонический оркестр, в котором 60 человек. Ни один промоутер не потянет! Это убытки чудовищные! А с местным же репетировать надо… И не один день… «В местах силы заглядываю внутрь самого себя» - Вы по Индии много ездите… - Да, но в последнюю мою поездку туда, пару недель назад, я никуда не ездил. Я упал и неделю не вставал с места. - Вы туда ездите за духовным наполнением? - Сейчас попытаюсь объяснить просто… На Земле существует огромное количество очень специальных мест. Их называют местами силы, волшебными местами. На них, как правило, строятся какие-то храмы, что-то еще… Очень много языческих храмов стоит на местах, которые были еще за 2000 лет до построения христианского храма. Как Шартрский собор во Франции. И в Индии они все известны. У меня по этому поводу есть книга, которую я сейчас доделываю. Выкину ее в интернет буквально в течение месяца. Она будет называться «Священные места Индии». Выложу у себя в Фейсбуке. - Там вы описываете любимее места? - Не любимые… Любой паломник Хинду их знает… В Индии есть семь священных городов, 12 джотирлингамов Шивы, Чард Дхам в Гималаях, 5 храмов Шивы… Их очень конечное число. Хотя, если искать, можно больше найти. - А вы их попеременно все посещаете, или есть какое-то любимое место силы? - Нет, я стараюсь попасть везде. - Напитываетесь энергетикой? - Нет, не напитываюсь. Это было бы, наверное, хорошо, удачно и просто, но для этого надо быть Хинду, чтобы по-человечески напитаться. Но некоторые места поражают очень сильно, и позволяют заглянуть внутрь самого себя – а это самое главное. - Когда из Индии приезжаете в Россию, чувствуете, что что-то меняется? - Нет, ничего не меняется. Бог один – что в Индии, что здесь. «Я гастролирую более 30-ти лет, и другой жизни не знаю» - Вы любите путешествовать, а гастрольная жизнь вам нравится? - Вы знаете, я этим занимаюсь больше 30 лет. Я не знаю другой жизни. - Какой город вам больше всего впечатлил за последнее время? - Вам в каком порядке? В алфавитном? Все! - Когда вы ездите с гастролями, часто возникает ощущение – «это мой город, здесь я мог бы жить»? - У меня такое отношение по отношению ко всему миру. Я себя везде прекрасно чувствую. Этот мир ведь Господь сотворил, плохого здесь быть не может! Ну, кроме года Братска… - А Воронеж чем для вас примечателен? - Во-первых, здесь живет мой старинный друг Сергей Кузнецов, фантастический учитель ци-гун, шаолиньский монах. Он русский, но от буддийского монаха его не отличишь. Мы когда-то вместе ездили в Шаолинь, и он кое-чему меня научил. Когда я приезжаю в Воронеж, мы встречаемся. Он приходил как раз перед вами, и на концерте будет. Да и вообще место хорошее! Люблю я Воронеж! - В отличие от большинства коллег вы еще умудряетесь что-то посещать на гастролях… - Конечно! Церкви, музеи… Я обожаю все провинциальные музеи России и Украины Потому что я их все знаю, везде был ни по одному разу. И в каждом есть какие-то шедевры, от которых не просто сердце греется, а горит от радости! В Рязани вчера такой Саврасов был! Повеситься можно от красоты. Ничего, что я упоминаю Саврасова всуе? И ваш музей тоже - один из любимейших мною. Потрясающая коллекция! «Иногда я эксплуатирую детский труд» - Ваша дочь Василиса художник. Когда над своими картинами работаете, обращаетесь к ней за советами, или, может, ее мастерской пользуетесь? - Я иногда просто эксплуатирую ее детский труд. Пару раз такое было. Но опыт показал, что лучше этого не делать, лучше самому... Зачем нагружать дочку впустую… Но две картины, где она мне помогла, существуют. Но обе пока еще недоделанные. - А появились коллекционеры именно ваших художественных работ? - По поводу коллекционеров не знаю, но точно есть люди, которые покупают мои работы. На днях ушли 4 картины, которые, собственно, оплатили микширование нового альбома. Я только за тем картины и продаю. Деньги на запись нам никто не дает, а альбом требует огромных денег. Краудфандинг у нас был один из самых успешных в истории и он оплатил приблизительно две трети записей, которые мы сделали за эти два года. А треть все равно осталась не оплаченной, хотя мы собрали очень много денег. Краудфандингом мы воспользовались один раз, и хватит. Второй раз просить у людей неудобно. Я крайне благодарен всем, кто поучаствовал этом. - На днях в интернете появились первые кадры со съемок нового фильма Кирилла Серебреникова о Викторе Цое «Лето». Поклонники тут же возмутились, мол, актер, играющий Цоя, совсем не похож на него. На ваш взгляд, актер должен походить на того человека, о ком снимают фильм? - Думаю, это дело каждого режиссера, потому что он вправе делать абсолютно все, что он хочет - это его творение. Другое дело, что если придет какой-нибудь режиссер и будет снимать фильм про какого-нибудь Гребенщикова, я лично ему уши надеру. Потому что не надо использовать мое имя. Я однажды читал про себя сценарий - чудовищная параша! Такая халява! Писали люди, которые откровенно не то, что не понимают, что мы делали, они даже не были в одной Вселенной с тем, что мы делали. У них совершенно другая мотивация. Я даже не знаю таких плохих слов, применимых к тем людям…

Как мы уже сообщали, в нашем городе побывал мастодонт российского рока Борис Гребенщиков со своим «Аквариумом». На сцене концертного зала Event-Hall музыканты выступили в рамках юбилейной программы «45». Впрочем, сам Борис Гребенщиков с большой иронией относится к подобным «знаковым» событиям.

– Я не понимаю, что такое юбилейная программа или тур. Чтобы продать билеты на концерты, каждый промоутер с нашим директором придумывает какой-нибудь нам юбилей. Я уже в них запутался. У нас получается каждый год какой-нибудь юбилей. 150 лет с тех времен, как второй гитарист сломал ногу, и так далее. Концерт есть концерт, это самостоятельное событие, его не надо ни к чему привязывать. Любой концерт – это чудо.

Накануне концерта Борис Гребенщиков любезно согласился встретиться с воронежскими журналистами в отеле Holliday Inn и поболтать «за жизнь». «Ну, рассказывайте…» – начал пресс-конференцию Борис Борисович. «Мы, наоборот, пришли послушать умного человека», – тут же «отбили подачу» представители пишущей братии. «Где ж вы его найдете!» – вздохнул БГ и лукаво улыбнулся.

Когда журналисты поинтересовались, чем легендарный рокер, приезжающий в наш город ежегодно, будет удивлять воронежскую публику, Борис Борисович в привычной ему манере отшутился. «Мы собираемся очень серьезно всех удивить, потому что будем сегодня играть на музыкальных инструментах и петь ртом. Мы долго искали эту технику, и наконец-то сейчас открыли…»

«Наблюдать за спортом по телевизору – маразм высшей степени!»

 Борис Борисович, вы будете болеть за кого-то из наших спортсменов на Олимпиаде? И вообще, как относитесь ко всей этой ситуации?

– Когда я наблюдаю за тем, как здоровые люди смотрят в коробочку и наслаждаются беготней по полю десятков битюгов, у меня, честно говоря, челюсть отваливается. Как люди дошли до такого маразма, я понять не могу.

 Вам в принципе спорт не нравится или наблюдать за ним?

– Спорт мне нравится. Не нравятся мне миллионы идиотов, которые смотрят на то, как другие бегают. Вам не кажется это странным? По-моему, это безумие. Что им это дает? Они становятся лучше от этого? Лучше бы сами бегали.

 Азарт, адреналин…

– Да лучше пусть инъекцию себе сделают – дешевле будет. И врачи разбогатеют. Как будто они и так не богатые… Так что со спортом ко мне лучше не обращайтесь, а то вы рискуете подставиться.

«После произнесения матерных слов мне хочется прополоскать рот»

 Сейчас все обсуждают вашу песню «Время ...ся». Вот это вы, конечно, удивили поклонников.

– Вы не представляете, как я себя удивил! Я, честно говоря, вообще не думал, что меня на это хватит. Произнесение матерного слова на сцене для меня, во-первых, святотатство, во-вторых – физически противно. Мне хочется потом прополоскать рот.

 Вы действительно после этой песни каждый раз полощете рот?

– На концертах я обхожусь тем, что после нее пою еще десяток других песен.

«Я не интересуюсь мнением коллег, мне интересна критика»

 Вчера у нас выступал бит-квартет «Секрет», и на интервью Николай Фоменко сказал, что это вообще его любимая песня…

– Да? Приятно!

 А Максим Леонидов рассказывал, как вы недавно встретились на Гоа, и вы ему дали послушать новый альбом. От Леонидова тоже мы услышали самые положительные отзывы. Он сказал, что это было прекрасно! А вообще как часто вы интересуетесь мнением коллег?

– Я вообще не интересуюсь мнением коллег. Мне приятно слушать любую критику, потому что это позволяет сделать что-то лучше. Но критики я от Макса не получил, он был со мной удивительно любезен. И мне очень приятно от вас слышать, что Макс хвалил мой альбом.

 Про альбом «Соль» вы рассказывали, что работа над ним длилась больше года. А как долго рождался последний альбом «Время N»?

– Здесь процесс был еще более долгим – 2 года. Песни долго писались…

 Журналу «Огонек» вы рассказывали, что новый альбом стал движением от кромешного ада к свету…

– Ну, я так ощущаю, да.

 А что вас подвигло обратиться от ада к свету?

– Мне кажется, жить в аду – занятие фантастически скучное и совершенно бездарное.

«Критика меня не задевает»

 Недавно вы обронили такую фразу, что сейчас Россия по уровню дурости превосходит все страны. Не боитесь, что вас после этой фразы обвинят в непатриотичности?

– Есть ли в этой комнате хоть один человек, который со мной не согласится? Нет. Я говорю то, что вижу, чувствую, ощущаю. По счастью, телевизор я не смотрю. Но в любой гостинице, когда спускаешься на завтрак, работает телевизор. Уровень жлобства, агрессии и просто чудовищного хамства зашкаливает.

 А в интернете разве не так?

– В интернете у каждого есть возможность смотреть то, что он хочет. С телевидением такое не прокатывает. Да и в интернете меня интересуют лишь отдельные музыкальные сайты и то, что происходит у меня в Фейсбуке. Там у меня только те люди, которых я знаю, поэтому мне интересно, что они пишут. Много разных смешных вещей, новости… Еще мне нравится рассматривать фантастически красивые картинки – это такой уровень прекрасного идиотизма.

 Какой самый интересный комплимент в свой адрес прочитали в интернете?

– Вы знаете, я не запоминаю. Я радуюсь и иду дальше.

 А из критического? Ничего не задевает?

– Нет, меня ничего не задевает. Я просто слушаю то, что говорят люди, и уже смотрю, можно ли сделать поправки, чтобы это стало лучше. Каждый день, с лета по 10 января, – когда началась активная работа над альбомом «Время N», – я проходил все эти песни в разном порядке и смотрел, что можно сделать лучше! 5 или 6 месяцев подряд я выстраивал, как это должно быть. Я внимательно слушал всех, кто мне что-либо по этому поводу говорил – хорошее или плохое, страшное или приятное.

Альбом для ангелов

 Сегодня в интернете люди скачивают чаще отдельные музыкальные файлы, а не весь альбом целиком. Есть ли музыканту в этом случае смысл делать концептуальный альбом, логически выстраивая композиции?

– Есть, и смысл этот очень простой – тот же смысл, что петь в пустом зале. Всегда есть огромная аудитория ангелов, которая слушает, воспринимает, и им это жизненно нужно. Поэтому, когда я что-то делаю, я делаю это в расчете на то, что у меня есть такой же слушатель, как я сам. Из симфонии кусочек в две минуты никак ножницами не вырежешь. Вот любой альбом – это симфония.

 В 2016 году вы презентовали проект «БГ. Симфония», но почему-то не отправились с ним в российский тур…

– Что вы! Мы проехали всю Россию! Просто этот альбом вышел через год после того, как этот тур кончился.

 А до нас так и не доехали…

– Я бы хотел доехать, но, к сожалению, я не могу возить с собой симфонический оркестр, в котором 60 человек. Ни один промоутер не потянет! Это убытки чудовищные! А с местным же репетировать надо… И не один день…

«В местах силы заглядываю внутрь самого себя»

 Вы по Индии много ездите…

– Да, но в последнюю мою поездку туда, пару недель назад, я никуда не ездил. Я упал и неделю не вставал с места.

 Вы туда ездите за духовным наполнением?

– Сейчас попытаюсь объяснить просто… На Земле существует огромное количество очень специальных мест. Их называют местами силы, волшебными местами. На них, как правило, строятся какие-то храмы, что-то еще… Очень много языческих храмов стоит на местах, которые были еще за 2000 лет до построения христианского храма. Как Шартрский собор во Франции. И в Индии они все известны. У меня по этому поводу есть книга, которую я сейчас доделываю. Выкину ее в интернет буквально в течение месяца. Она будет называться «Священные места Индии». Выложу у себя в Фейсбуке.

 Там вы описываете любимые места?

– Не любимые… Любой паломник Хинду их знает… В Индии есть семь священных городов, 12 джотирлингамов Шивы, Чард Дхам в Гималаях, пять храмов Шивы… Их очень конечное число. Хотя, если искать, можно больше найти.

 А вы их попеременно все посещаете, или есть какое-то любимое место силы?

– Нет, я стараюсь побывать везде.

 Напитываетесь энергетикой?

– Нет, не напитываюсь. Это было бы, наверное, хорошо, удачно и просто, но для этого надо быть Хинду, чтобы по-человечески напитаться. Но некоторые места поражают очень сильно и позволяют заглянуть внутрь самого себя – а это самое главное.

 Когда из Индии приезжаете в Россию, чувствуете, что что-то меняется?

– Нет, ничего не меняется. Бог один – что в Индии, что здесь.

«Я гастролирую более 30 лет, и другой жизни не знаю»

 Вы любите путешествовать, а гастрольная жизнь вам нравится?

– Вы знаете, я этим занимаюсь больше 30 лет. Я не знаю другой жизни.

 Какой город вас больше всего впечатлил за последнее время?

– Вам в каком порядке? В алфавитном? Все!

 Когда вы ездите с гастролями, часто возникает ощущение – «это мой город, здесь я мог бы жить»?

– У меня такое отношение по отношению ко всему миру. Я себя везде прекрасно чувствую. Этот мир ведь Господь сотворил, плохого здесь быть не может! Ну, кроме года Братска…

 А Воронеж чем для вас примечателен?

– Во-первых, здесь живет мой старинный друг Сергей Кузнецов, фантастический учитель ци-гун, шаолиньский монах. Он русский, но от буддийского монаха его не отличишь. Мы когда-то вместе ездили в Шаолинь, и он кое-чему меня научил. Когда я приезжаю в Воронеж, мы встречаемся. Он приходил как раз перед вами, и на концерте будет. Да и вообще место хорошее! Люблю я Воронеж!

 В отличие от большинства коллег вы еще умудряетесь что-то посещать на гастролях…

– Конечно! Церкви, музеи… Я обожаю все провинциальные музеи России и Украины Потому что я их все знаю, везде был не по одному разу. И в каждом есть какие-то шедевры, от которых не просто сердце греется, а горит от радости! В Рязани вчера такой Саврасов был! Повеситься можно от красоты. Ничего, что я упоминаю Саврасова всуе? И ваш музей тоже – один из любимейших моих. Потрясающая коллекция!

«Иногда я эксплуатирую детский труд»

 Ваша дочь Василиса художник. Когда над своими картинами работаете, обращаетесь к ней за советами, или, может, ее мастерской пользуетесь?

– Я иногда просто эксплуатирую ее детский труд. Пару раз такое было. Но опыт показал, что лучше этого не делать, лучше самому... Зачем нагружать дочку впустую… Две картины, где она мне помогла, существуют. Но обе пока еще недоделанные.

 А появились коллекционеры именно ваших художественных работ?

– По поводу коллекционеров не знаю, но точно есть люди, которые покупают мои работы. На днях ушли четыре картины, которые, собственно, оплатили микширование нового альбома. Я только за тем картины и продаю. Деньги на запись нам никто не дает, а альбом требует огромных денег. Краудфандинг у нас был один из самых успешных в истории, и он оплатил приблизительно две трети записей, которые мы сделали за эти два года. А треть все равно осталась не оплаченной, хотя мы собрали очень много денег. Краудфандингом мы воспользовались один раз – и хватит. Второй раз просить у людей неудобно. Я крайне благодарен всем, кто поучаствовал в этом.

 На днях в интернете появились первые кадры со съемок нового фильма Кирилла Серебреникова о Викторе Цое «Лето». Поклонники тут же возмутились, мол, актер, играющий Цоя, совсем не похож на него. На ваш взгляд, актер должен походить на того человека, о ком снимают фильм?

– Думаю, это дело каждого режиссера, потому что он вправе делать абсолютно все, что хочет – это его творение. Другое дело, что если придет какой-нибудь режиссер и будет снимать фильм про какого-нибудь Гребенщикова, я лично ему уши надеру. Потому что не надо использовать мое имя. Я однажды читал про себя сценарий – чудовищная параша! Такая халява! Писали люди, которые откровенно не то что не понимают, что мы делали, они даже не были в одной Вселенной с тем, что мы делали! У них совершенно другая мотивация. Я даже не знаю таких плохих слов, применимых к тем людям…