2024-12-22

Блокбастер на сцене: актеры из театра Безрукова «подрались» в Воронеже за сокровища

Ветер гоняет морские волны, пираты сражаются за сокровища… Не забывают артисты и про интерактив – приглашают детей поиграть в пиратов и пробежаться вместе с главными героями по сцене в поисках карты, которая хранит секрет спрятанных сокровищ.

Спектакль «Остров сокровищ» по роману Стивенсона, поставленный Московским Губернским театром, стал, пожалуй, самым зрелищным и масштабным на детском театральном фестивале «Маршак» в Воронеже. История о мальчике Джиме Хокинсе и легендарных сокровищах Флинта в подлинном прочтении – без современной интерпретации – буквально заворожила зрителей на два часа, и они пролетели совершенно незаметно.

– Это очень сложная история. Мы очень кропотливо подошли к тексту Стивенсона и постарались воссоздать в полном объеме его знаменитый роман. Так, на сцене появляется настоящий корабль-трансформер, мы используем специальный накладной круг, который позволяет нашему кораблю вращаться во время шторма, – рассказывает режиссер спектакля Алексей Серов. – В спектакле используются 93 исторических костюма, пошитых не из синтетической, а подлинной ткани того времени. Спектакль был поставлен за восемь месяцев и уже два года успешно идет в Москве. По масштабу этот спектакль можно назвать «блокбастером».

Впрочем, впервые «Остров сокровищ» был назван «блокбастером» еще худруком Губернского театра Сергеем Безруковым прошлой осенью на том же фестивале «Маршак». Тогда знаменитый артист показал маленьким зрителям постановку «Маленького принца».

Смотрится спектакль на самом деле как приключенческая киноистория. Ветер гоняет морские волны, пираты сражаются за сокровища… Не забывают артисты и про интерактив – приглашают детей поиграть в пиратов и пробежаться вместе с главными героями по сцене в поисках карты, которая хранит секрет спрятанных сокровищ. Звуковые эффекты – шум волн, шторм, крики чаек, выстрелы – несомненно, «держат» внимание маленьких непосед и не дают им отвлечься от просмотра легендарной истории.

– «Остров сокровищ» – сложная постановка для детского восприятия. Там много информации, большой объем событий, много текста. У нас были опасения, что дети будут очень быстро отключаться. Но, к счастью, нет. Все два часа проводим в полной тишине, дети завороженно смотрят, им нравится, – объясняет исполнитель роли Джима актер Александр Соколовский.

– Мы не пытались осовременить эту историю. Напротив, хотели передать атмосферу и дух времени, описанного в книге, – добавляет Алексей Серов. – Мы стремились к абсолютной подлинности.

Кстати, Сергей Безруков принимал активное участие в работе над постановкой. А в премьерных спектаклях лично играл роль одноногого судового кока – Сильвера.

– Сергей Витальевич привнес в спектакль очень много интересных задумок. Вот, например, с нами гастролирует специальная бутафорная курица. Она как живая: ее можно варить, тушить, жарить. В спектакле ее ощипывают. А к следующей игре – восстанавливают. Этим занимается специально обученный человек, – улыбается Серов.

Еще одна особенность спектакля в том, что некоторые его показы сопровождаются тифлокомментированием. Благодаря этому зрители со слабым зрением тоже могут насладиться постановкой. По словам тифлокомментатора Елены Хабаровой, суть метода заключается в том, что она выступает в роли посредника между режиссером и зрителем. Во время спектакля она находится в специальной кабинке и посредством «прямого эфира» через наушник рассказывает зрителям с проблемами зрения о том, что происходит на сцене. Впервые в России тифлокомментирование было применено как раз Сергеем Безруковым в Губернском театре. Сейчас оно используется в девяти спектаклях столичного театра.

Фото дирекции фестиваля