2024-09-22

Без второстепенных линий: легендарный балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина» на музыку Чайковского прошел в Воронеже с аншлагом

Без второстепенных линий: легендарный балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина» на музыку Чайковского прошел в Воронеже с аншлагом
На сцене любовный треугольник: Каренин – Анна – Вронский. И – внутренний конфликт героини: любовь к мужчине и любовь к ребенку. Борис Эйфман отсекает все, что отвлекает от основной линии, и представляет зрителям чувственный психологический балет.

Гастроли в Воронеже Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – автономный проект дирекции Платоновского фестиваля искусств. Показы легендарного спектакля про­шли в столице Черноземья с аншлагом. Немудрено: в Северной столице билетов почти не достать, а наш город театр не посещал с 1989 года.

Психология темперамента

То, как Лев Толстой понимал психологический мир героев, отчего они казались реальными, всегда интересовало Бориса Эйфмана. Обращаясь к роману «Анна Каренина» снова и снова, мастер проводил параллели между минувшей эпохой и современной действительностью. Каренину погубила страсть, но так ли изменилось общество, чтобы не осуждать за любовь?

Солистке Елизавете Хохловой, исполняющей Анну, пришлось не только отработать сложные технические элементы, но и открыть новые для себя грани образа Карениной. Эйфман накалу страстей, чувственному языку тела противопоставляет смятение: душевные терзания героини непреодолимы из-за образовавшейся внутренней пустоты, обусловленной разлукой с сыном, что тоже проявляется в танце. Так, в исполнении солистки плавные линии сменяются ломаными, пылкость – безумием. Вся партия Анны пронизана высоким драматическим накалом.

– Это сложная партия во всех смыслах: и технически, и эмоционально. На репетициях Борис Яковлевич старается вытащить все наши эмоции наружу, заставляет нас переживать историю, пропуская через себя, чтобы полноценно показать психологию героев. Сложнее всего мне было показать переживания матери, потому что сама я пока не испытала этого чувства, но все же стараюсь достоверно передать этот образ, – рассказала Елизавета Хохлова.

Исполнитель партии Каренина, ведущий солист театра Дмитрий Фишер показал своего героя сдержанным – в эмоциях и пластике. Создавалось впечатление, что его движениям каждый раз не хватало свободы, он умел совладать с чувствами, сдерживал их. Оттого Анне казалось, возможно, что ее муж не способен на настоящую любовь, а он просто любил ее по-своему.

– Первый исполнитель роли Каренина показывал своего героя суровым. А мне кажется, он человек, который эмоционально переживает все в себе – каждый из исполнителей привносит что-то свое. Каренин спрашивал себя: «За что? Почему это со мной случилось?» Мне непросто было языком танца выразить именно глубину переживания, причиненную ему боль, которую он утаивал, а Борис Эйфман славится тем, что в каждом балете умеет показать психодраму, которая заставляет переживать зрителей, – рассказал Дмитрий Фишер.

– Это стилистика нашего театра, в других – классических – театрах не требуется такое проявление актерского мастерства, все довольно сдержанно. В нашем театре главное – психология героев, необходимо перевоплотиться в них на время спектакля, показать их переживания и внутренний мир. Когда мы с Борисом Яковлевичем репетируем, он очень часто извлекает из нас сильные эмоции – «через край», мы должны показать их как можно ярче, – добавила Хохлова.

Событие для региона

Показы балета «Анна Каренина» стали ярким и эмоциональным событием в культурной жизни региона. Спектакль посетили около 3 тыс. жителей Воронежской области.

– Гастроли в Воронеже Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – выдающееся событие, – сказал и. о. директора Платоновского фестиваля Илья Скрипников. – Коллектив приехал в Воронеж впервые за 30 с лишним лет, и жители нашего региона получили редкую возможность увидеть спектакль одной из лучших танцевальных трупп России, хорошо известной далеко за пределами нашей страны. Борис Эйфман – создатель собственного авторского театра, стиля, целой балетной вселенной. Он поистине является одним из ведущих хореографов мира, и неслучайно критики называют его «потрясающим театральным волшебником». Балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина», ставший уже легендарным и объехавший с гастролями многие страны мира, воронежцы увидели трижды, и каждый из показов прошел при полном зале и под громкие аплодисменты публики. Для дирекции Платоновского фестиваля это лучшая награда за работу.