2024-10-01

Без страха и страховки: что делать, если попал в ДТП с водителем, у которого нет полиса ОСАГО

По разным оценкам, в России сегодня около трех миллионов водителей не имеют полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

По разным оценкам, в России сегодня около трех миллионов водителей не имеют полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Кто-то вообще ездит без документа, кто-то покупает фальшивую бумажку, с помощью которой можно обмануть инспектора ГИБДД. Таковых примерно десятая часть автопарка страны. И что делать, если вы попали в ДТП именно с таким водителем? Кем и как должен компенсироваться причиненный вам ущерб?

Вперед в прошлое

Если при ДТП у его виновника нет полиса ОСАГО, то идти за компенсацией в свою страховую компанию бессмысленно – механизм прямого возмещения затрат страховщика требует наличия другой страховой компании, связанной с виновным водителем договором. Напрямую у него СК деньги отсудить не может, это обязан делать сам потерпевший. То есть, несмотря на наличие у потерпевшего полиса, разбираться с виновником он вынужден сам, в частном порядке.

В принципе, оформление ДТП, в котором у виновника нет страховки, и все вопросы компенсации в такой схеме принципиально не отличаются от того, что было в нашей стране в девяностые, до введения ОСАГО. И в таком историческом экскурсе нет ничего хорошего. Обязательное страхование появилось не случайно, оно помогло свести к минимуму распространенные в 90-е годы криминальные методы решения споров об ущербе и значительно сократило количество ситуаций, когда пострадавший остается без компенсации. Теперь все это – из-за бойкотирования системы страхования – возвращается в российскую автопрактику.

Если повреждение мелкое, то можно попробовать договориться на месте. У виновника без полиса есть к этому стимул, потому что тогда он избежит штрафа в 800 руб., на которые его оштрафовали бы за отсутствие ОСАГО. «Договор на месте» не стоит путать с европротоколом. Европротокол – это оформление ДТП, а тут будет считаться, что аварии никакой не было, а водители обменяются расписками, что претензий друг к другу не имеют.

Договориться на месте удобно для сбережения нервов и времени, но для начинающего или неопытного водителя, не знакомого с расценками на ремонт, это рискованно: вдруг повреждение окажется серьезнее, чем на первый взгляд – потом дополнительные претензии виновнику уже не выдвинешь. Да и конструкция современных автомобилей такова, что, казалось бы, пустяковая царапина может повлечь дорогой ремонт.

Если водители на месте не разрешили противоречия, то вызывается ГИБДД и оформляется ДТП. Затем потерпевший делает оценку ущерба в компании, имеющей лицензию на подобные услуги, и пишет на имя виновника досудебную претензию. Если виновник согласен с суммой и добровольно компенсирует ущерб, инцидент считается решенным, если нет, разбирательства перетекают в суд, который должен поставить точку в деле. Хорошо, если виновник добровольно выплатит компенсацию, но если он платить отказывается и у него нет имущества, которое можно изъять в качестве оплаты, возникает проблема.

При этом ситуация, когда у виновника вообще нет полиса, для потерпевшего предпочтительнее – тут сразу становится понятен план действий. Если же полис был, но оказался липовым, то потерпевший сначала обратится в страховую компанию, получит там отказ и только после этого будет вынужден разбираться с виновником напрямую. Тем временем того может уже и след простыть. Посему, если полис второго участника ДТП не вызывает у вас доверия, нужно проверить его подлинность еще на стадии оформления ДТП, благо это можно сделать через интернет.

Полис обратного действия

Если отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТП – это проблема, то вот аварии, в которых нет страховки у потерпевшего, компенсируются традиционным способом: через страховую компанию. Логика такова: виновный свою ответственность застраховал, так что нанесенный им ущерб должен быть возмещен – даже если у потерпевшего нет полиса. Естественно, в «свою» страховую компанию потерпевший пойти в такой ситуации не сможет, но для этого предусмотрено получение компенсации в СК виновника. При этом потерпевший должен будет заплатить штраф в 800 руб. за езду без полиса.

Нет проблемы и в ситуации, когда виновник скрылся с места ДТП. Считается, что он был застрахован, но не установлен. Компенсацию в такой ситуации выплачивает не страховая компания потерпевшего, а Российский союз автостраховщиков (РСА). Взаимодействовать с ним сложнее (прежде всего потому, что офис находится в Москве), но это лучше, чем совсем остаться без выплаты.

Признаться, нам не очень понятна логика водителей, которые ездят без полиса ОСАГО. Да, его бывает непросто купить, приходится обивать пороги страховых компаний и переплачивать, да, цену по нынешним тарифам низкой не назовешь (а ее хотят еще увеличить – см. «Тем временем»), но страховка может избавить от многих проблем. От ДТП не заречешься, а чем потом судиться и компенсировать недешевый ремонт из своего кармана, лучше один раз в год, даже помучившись, все же купить полис.

Александр НЕЧАЕВ