В России, оказывается, есть некий ЦРНАП – Центр разработки национальной алкогольной политики с Павлом Шапкиным во главе.
О них граждане узнали на прошлой неделе: ЦРНАП и Шапкин внесли в Госдуму законопроект, запрещающий показывать на российском телевидении программы, документальные и художественные фильмы с «демонстрацией процессов потребления алкогольной продукции». С 6 до 23 часов.
Более щадящий вариант – вырезать из фильмов все сцены распития. По мнению ЦРНАП, такие сцены являются маркетинговым ходом производителей алкоголя, нацеленным на рост его потребления в стране. Письмо с просьбой дать оценку законопроекту направлено премьер-министру Дмитрию Медведеву.
Если следовать этой логике, то советские, российские и зарубежные киношедевры сплошь пронизаны маркетинговым ходом. И Смирнов в «Белорусском вокзале», и Рязанов в «Иронии судьбы» или Звягинцев в «Левиафане» живописно продвигали интересы производителей водки, коньяка, шампанских вин. И Юрий Никулин, подсказавший Леониду Гайдаю идею фильма «Самогонщики», наверняка тоже был в доле. Если кроме шуток, то в случае поддержки законопроекта у россиян с утра до вечера отберут почти все культовые фильмы. Или они получат их в «секвестированном» варианте, без всякого вкуса и смысла.
Да, антиалкогольная кампания в стране всегда уходила куда-то в сторону от здравого смысла и оборачивалась массовыми психозами, всплеском самогоноварения и наркомании. Но свежий законопроект приводит на ум только три версии своего происхождения.
Первая. Это пиар-ход никому не известного ЦРНАП. Ну, кто еще вчера знал Павла Шапкина? А теперь все только и говорят о проекте.
Вторая. Это и есть коммерческий ход – производителей квасов, морсов, минералок и другой безалкогольной продукции, коих сейчас на рынке тоже в избытке, а в кинофильмах явно недостает.
Или это просто пафосная фальшь с прогибом под духовные скрепы. Поддержи ее депутаты, и «в телевизоре» останутся серийные мелодрамы и убийцы. И тогда без «ста грамм» на сон грядущий точно не обойтись.