2024-11-24

Бензиновый пряник: почему воронежцы потеряли веру в светло-топливное будущее

Как уже справедливо с утра отметил «Горком36», воронежцами – а у нас, стоит вспомнить, один из самых автомобилизированных городов России - овладел топливный пессимизм.  В соцсети  активисты слепили  вряд ли  сильно научный, зато массовый опрос на тему: сколько будет стоить бензин к экватору года – к 1 июля. Дата критична с точки зрения отпускного сезона.


Как уже справедливо с утра отметил «Горком36», воронежцами – а у нас, стоит вспомнить, один из самых автомобилизированных городов России  овладел топливный пессимизм.  В соцсети  активисты слепили  вряд ли  сильно научный, зато массовый опрос на тему: сколько будет стоить бензин к экватору года – к 1 июля. Дата критична с точки зрения отпускного сезона.

Большинство горожан, не мудрствуя лукаво, мысленно  продолжили график роста цен за последние  пару месяцев и  уткнулись в цифру «49 с копейками» за  некую усредненную  марку  бензина. Воронежцы потеряли веру в светло-топливное будущее, и их можно понять.

Вспомним историю ценового ралли-2018. В апреле, когда бензин начал дорожать  невиданными в сезоне темпами (13% за месяц), правительство пыталось договориться  с бензином по-хорошему. И объявило,  что уже с 1 июля могут быть снижены акцизы. Хорошо отлаженный, высококонкурентный рынок на такое щедрое  предложение  откликнулся бы моментальным падением цен, но наш  резиново-бензиновый, где по статистике хозяйствуют  2,5 тыс. хозяйствующих субъектов, продолжал упорно расти со скоростью 1,5-2% в неделю.

 С 1  июня,  торговались чиновники промышленно-энергетического блока.

Цены росли.

– Не «могут», а точно  снизятся… Снижение с 1 июня и неувеличение с 1 июля,  ведомства  пытались найти самую успокоительную формулировку.

Рынок не успокаивался.  Тогда от  политики пряника стратеги перешли к политике кнута и объявили о  грядущем  повышении экспортных пошлин.

Цены не испугались.

Глава УФАС Игорь Артемьев предложил компаниям увеличить производство и «залить» отечественный рынок бензином для покрытия дефицита. Но нефтекомпании предпочитали «заливать бензином»  международные биржи.

Все изменилось, когда чиновники перестали «договариваться с рынком»  и  начали  договариваться с конкретными нефтекомпаниями.

В понедельник, 4 июня, на послеобеденном совещании  у премьера Дмитрия Медведева  куратор Минэнерго Дмитрий Козак доложил (цитируем по стенограмме на  сайте Кабмина): «А с компаниями, которые занимают доминирующее положение на рынке (60% рынка), – вертикально интегрированными компаниями, 13 компаниями, которые участвовали в этом диалоге, – достигнута договорённость о замораживании по состоянию на 30-е число оптовых цен на дизельное топливо и розничных цен, увеличении поставок на внутренний рынок моторного топлива и увеличении объёма биржевых торгов. По состоянию на сегодняшний день цены на розничном рынке стабилизировались».

Вот и все. Чудо свершилось. Рынок рынком, но когда на носу Мундиаль и другие социально ответственные предприятия, пора доставать из ящика стола палочку административного волшебства.

Но настораживает, что в речи Козака не прозвучали слова «снижение цен».  Это, утверждают эксперты,  в принципе невозможно при нынешнем соотношении курса доллара к стоимости нефти. Не было обнародовано даже приблизительной даты  окончания «заморозки», что настораживает еще больше.  Такая «заморозка»  та же пружина. И  чем дольше она  закручивается, тем больнее  может хлестнуть свободным концом, когда ее отпустишь.

Так что наши  доморощенные воронежские аналитики, предсказавшие  к 1 июля на бензин А92+ цену «49 с копейками», скорее всего, окажутся  правы.