Как уже справедливо с утра отметил «Горком36», воронежцами – а у нас, стоит вспомнить, один из самых автомобилизированных городов России – овладел топливный пессимизм. В соцсети активисты слепили вряд ли сильно научный, зато массовый опрос на тему: сколько будет стоить бензин к экватору года – к 1 июля. Дата критична с точки зрения отпускного сезона.
Большинство горожан, не мудрствуя лукаво, мысленно продолжили график роста цен за последние пару месяцев и уткнулись в цифру «49 с копейками» за некую усредненную марку бензина. Воронежцы потеряли веру в светло-топливное будущее, и их можно понять.
Вспомним историю ценового ралли-2018. В апреле, когда бензин начал дорожать невиданными в сезоне темпами (13% за месяц), правительство пыталось договориться с бензином по-хорошему. И объявило, что уже с 1 июля могут быть снижены акцизы. Хорошо отлаженный, высококонкурентный рынок на такое щедрое предложение откликнулся бы моментальным падением цен, но наш резиново-бензиновый, где по статистике хозяйствуют 2,5 тыс. хозяйствующих субъектов, продолжал упорно расти со скоростью 1,5-2% в неделю.
– С 1 июня, – торговались чиновники промышленно-энергетического блока.
Цены росли.
– Не «могут», а точно снизятся… Снижение с 1 июня и неувеличение с 1 июля, – ведомства пытались найти самую успокоительную формулировку.
Рынок не успокаивался. Тогда от политики пряника стратеги перешли к политике кнута и объявили о грядущем повышении экспортных пошлин.
Цены не испугались.
Глава УФАС Игорь Артемьев предложил компаниям увеличить производство и «залить» отечественный рынок бензином для покрытия дефицита. Но нефтекомпании предпочитали «заливать бензином» международные биржи.
Все изменилось, когда чиновники перестали «договариваться с рынком» и начали договариваться с конкретными нефтекомпаниями.
В понедельник, 4 июня, на послеобеденном совещании у премьера Дмитрия Медведева куратор Минэнерго Дмитрий Козак доложил (цитируем по стенограмме на сайте Кабмина): «А с компаниями, которые занимают доминирующее положение на рынке (60% рынка), – вертикально интегрированными компаниями, 13 компаниями, которые участвовали в этом диалоге, – достигнута договорённость о замораживании по состоянию на 30-е число оптовых цен на дизельное топливо и розничных цен, увеличении поставок на внутренний рынок моторного топлива и увеличении объёма биржевых торгов. По состоянию на сегодняшний день цены на розничном рынке стабилизировались».
Вот и все. Чудо свершилось. Рынок рынком, но когда на носу Мундиаль и другие социально ответственные предприятия, пора доставать из ящика стола палочку административного волшебства.
Но настораживает, что в речи Козака не прозвучали слова «снижение цен». Это, утверждают эксперты, в принципе невозможно при нынешнем соотношении курса доллара к стоимости нефти. Не было обнародовано даже приблизительной даты окончания «заморозки», что настораживает еще больше. Такая «заморозка» – та же пружина. И чем дольше она закручивается, тем больнее может хлестнуть свободным концом, когда ее отпустишь.