2024-12-27

Авторские «малышки»: воронежская мастерица создает уникальные интерьерные куклы

В России интерьерная кукла была забыта на долгие годы, и десятки лет мы довольствовались всяческими нехитрыми фабричными штамповками. Только сейчас, в XXI веке, можно говорить о некоем возрождении игрушки.
В России интерьерная кукла была забыта на долгие годы, и десятки лет мы довольствовались всяческими нехитрыми фабричными штамповками. Только сейчас, в XXI веке, можно говорить о некоем возрождении игрушки, созданной по особой технологии hand made, а интерес к интерьерной кукле возрастает с каждым днем наиболее ощутимо.

Жительница Воронежа Екатерина Банникова-Крицикер рассказала «Горкому36» о том, как пришла она к этому виду декоративно-прикладного искусства.

Отдушина Любаша

5PKxpWtIAMs.jpg– Заниматься интерьерной куклой я начала, когда дочке было полгода. Декретный отпуск располагает к тому, чтобы найти какую-то отдушину, – рассказывает Екатерина. – Конечно, я не сразу решила, что буду заниматься именно этим видом творчества, рассматривала разные варианты. Но окончательное решение приняла, основываясь только на одном, главном факторе – я мама прекрасной девочки. Плюс интерьерной куклы еще и в том, что она красиво впишется в квартиру, даже если ребенок не захочет с ней играть.

Так на свет появилась Любаша – первая работа Екатерины, которую она назвала в честь своей дочурки. Сейчас рукодельницу уже можно назвать профессионалом, так как ее работы заказывают по всей России. Но свою первую куклу Катя продавать не торопится.

– Она напоминает мне, с чего все начиналось. Я шила ее на коленках, исколола все пальцы! Но не потому, что не умела шить, а потому что это очень тонкое ремесло. Прекрасное чувство ностальгии! – продолжает мастерица.

У каждой – свой шарм

Существует несколько видов текстильной интерьерной куклы: Тильда, Снежка, кукла из ткани в стиле азиатского аниме, тряпиенсы (корейская Барби. – Прим. авт.) и тыквоголовка. С первого взгляда все они похожи друг на друга, но при внимательном осмотре вы убедитесь, что это не так.

– Тильда изготавливается из натуральной ткани, пропорции ее тела далеки от человеческих пропорций. У нее тонкие руки и ноги, голова часто выглядит как продолжение шеи. А лицо очень условное – глазки-бусинки и румянец на щеках. Снежка, напротив, – с большими устойчивыми ногами. И она наиболее яркая из всех. Ее наряды щедро декорированы бисером, лентами и кружевом. Кукла из ткани азиатского аниме – самая миниатюрная и неэмоциональная. Тряпиенсы – обладательницы великолепных аксессуаров: зонтов, сумочек, шляпок. А наименование «тыквоголовка» говорит само за себя. У этой куклы тыквообразная форма головы. В большинстве случаев у такой куколки интересный выпуклый нос и подбородок, – объясняет Екатерина.

Рукодельница может изготовить любую из них. Научиться шить интерьерную куклу, по ее словам, может любой, достаточно желания и немного упорства.

– Я, например, начинаю делать малышек с приходом вдохновения. Его я черпаю из работ других мастериц, из походов по магазинам тканей, из происходящего вокруг. Как только я поймаю волну, сразу бегу кроить тело куколки из хлопка или мастерю им обувь, придумываю для них аксессуары. Вяжу шапочки, шарфики, подходящие к образу, – продолжает Екатерина. – Так рождается маленькая девочка со своим характером. У каждой куклы должен быть свой образ, свой шарм, своя индивидуальность. Это в самом начале ты стараешься повторить то, что где-то увидел, а потом – фантазируешь и экспериментируешь. Поэтому моих кукол причислить строго к определенному виду, как правило, нельзя.

Фото из личного архива Екатерины Банниковой-Крицикер