В литературной программе шестого Платоновского фестиваля значились несколько творческих встреч с приглашенными писателями, первую из которых провел Алексей Иванов – автор, кроме всего прочего, текста «Тотального диктанта» 2014 года и романа «Географ глобус пропил», экранизированного в 2013-м (фильм удостоился четырех призов «Кинотавра» и наград других престижных кинофорумов).
Дело вкуса
Собираясь на встречу, честно решила ознакомиться со знаменитым «Глобусом» в его первозданном варианте. Осилила страниц пять – и поняла, что, дочитав роман до конца, пожалею о потраченном времени...
В арт-центр «Коммуна», где выступал Иванов, почитателей его пера набилось под завязку. А постфактум образовалась толпа желающих получить автограф. Это я к тому, что о вкусах не спорят; одному, как говаривал циничный Паратов, нравится арбуз, другому – свиной хрящик.
Сама, однако, встреча тоже добавила соображений на тот счет, что масштаб дарования господина Иванова несколько преувеличен. Очень уж он упоен собой, что по-настоящему талантливым людям не свойственно; они всегда самоеды, всегда сомневаются в себе. А тут любимое «я» в роли носителя истины в последней инстанции звучало даже в ответах на вопросы, далекие от частностей земного существования отдельно взятой личности.
Адский труд
О чем поведал гость? О том, что не видит смысла публиковаться в толстых журналах: книги сегодня доходят до читателя быстрее. А вот в 90-х таких публикаций Алексею Иванову хотелось, но тогдашние журналы дали маху – публиковали исключительно возвращенцев типа Солженицына. А на молодежь, дескать, внимания не обращали. Не знаю, чем доказывается столь категоричное заявление: примеров, когда автор без раскрученного имени, да притом из провинции, без усилий печатался в престижной «толстой» периодике – масса.
Опыт двухлетней работы в школе охарактеризован Ивановым как ад. А профессия учителя – как самая трудная на Земле. Труд признан и основой профессиональной писательской деятельности; если сложа руки сидеть в ожидании вдохновения – ничего не напишешь. Герой же нашего времени, достойный внимания писателя, появится лишь тогда, когда общество четко сформулирует свои главные беды-проблемы. Которые сегодня оно видит там, где их в действительности нет.