Кажется, у нас образовались излишки асфальтного вторсырья. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) распространило в СМИ сообщение, что с 1 июня разрешено делать дорожное покрытие с добавлением использовавшегося асфальта. Такую возможность предусматривает «предварительный национальный стандарт», определяющий требования к асфальтобетону и нормы его применения. Он будет действовать с 1 июня 2018 года по 1 июня 2019 года.
Сколько ни изучаем мы проблемы дорожного ремонта, а с такой формулировкой сталкиваемся впервые: предварительный, да к тому же временный, но – стандарт!
Свечная экономия
Надо сказать, применение вторичного асфальтобетона – давняя практика для российских дорожников, но раньше крошку можно было использовать только для основания дорожной одежды, а теперь эта технология будет разрешена и для верхних слоев, правда, не на всех дорогах. На дорогах со слабой интенсивностью движения «предварительный стандарт» разрешает применять 20% вторсырья, на малоинтенсивных – без ограничений. На сверхинтенсивных магистралях, например на М-4, такая технология запрещена.
Таким образом, хотя бы на второстепенных улицах воронежские подрядчики получили законную возможность сыпать старую крошку в новую бетонную смесь и понемногу экономить на дорремонте.
– В рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» это, по крайней мере, в нынешнем сезоне, невозможно, – пояснил «Горкому36» представитель одной из подрядных организаций. – Все технологии прописаны в договорах подряда и контролируются множеством контролеров, в том числе лабораторно. Даже если заказчик отменит технологические требования, не факт, что мы начнем класть крошку в дорогую щебеночно-мастичную смесь: ведь останется условие пятилетней гарантии, которую не обеспечит комбинированная смесь.
«Предварительно, но временно»
В мэрии Воронежа рассказали «Горкому36», что в последние пару лет в ходе реализации федеральной дорожной программы образуются беспрецедентно большие – в тысячи тонн – объемы асфальтного среза, но они все, чаще всего "с колес", идут по заявкам жителей на организацию временного покрытия и латания ям в частном секторе, во дворах, межквартальных проездах, на автостоянках – мера, позволяющая дотянуть до настоящего ремонта. Как это, например, было с улицей Одесской в Ленинском районе: в прошлом году по просьбе местных жителей ее «рихтовали» срезом, в этом году на месте уже разбитого в прах временного покрытия кладут настоящий асфальт.
А вот, например, сделанная из среза стояночная площадка Центрального парка при въезде со стороны ул. Ипподромной исправно, без видимых признаков разрушений служит второй сезон. Впрочем, и нагрузки там пока минимальны.
– В этом есть простая логика, – прокомментировала пресс-служба городской администрации. – В прошлом году, на старте программы «Безопасные и качественные дороги», первоочередному ремонту подверглись магистральные улицы. В нынешнем году полноценно ремонтируются улицы дальних микрорайонов и даже частный сектор городского центра. Например, улица Есенина, наполовину вообще не знавшая асфальта, улица Вокзальная – с аналогичной проблемой.
Помимо высшего технологического достижения воронежских дорожников – щебеночно-мастичного покрытия с 5-летней гарантией, в Воронеже используют технологии обычного асфальтобетона (в том же частном секторе, при ремонте "дорожными картами"), а также струйно-инъекционный метод – для экстренного латания ям и щелей. Ни одна технология не предполагает использования б/у асфальта.
Бесценно – потому что цены нет
Асфальтный срез формально ничего не стоит – это для Воронежа отходы производства. Тем не менее районные управы его складируют, ведут учет приходу-уходу, а уличные активисты контролируют расход на местах.
И остается только ломать голову, откуда в Сети столько объявлений о продаже асфальтного среза – от 400 до 800 рублей за тонну, который предлагают разного рода ИП и ООО, никогда не имевшие отношения к городскому дорремонту. Можно даже встретить формулировку "Асфальный срез от производителя". Одно из двух: либо это срез с частных территорий, либо между фрезеровщиком асфальта и складом комбината благоустройства существуют серьезные каналы утечки «бесценного» сырья. В любом случае никого еще в истории Воронежа не наказали за торговлю мусором.
В этом году в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» полное обновление получат 100 улиц Воронежа. Объем работ нынешнего сезона, по данным на 5 июня, выполнен практически на треть – на 31%.
В тему
Между тем обнародован очередной рейтинг стран по качеству дорог Global Competitiveness Index, ежегодно составляемый экспертами Всемирного экономического форума. Его данные заставляют задуматься. По итогам 2018-го РФ заняла то же 114-е место из 137, что и годом ранее, несмотря на миллиардные вливания в дорожный сектор.
При этом по каким-то неуловимым признакам эксперты отмечают, что дороги на территории РФ «имеют тенденцию к улучшению», цитируют "Ведомости".
Отечественные дороги в новом рейтинге получили оценку 2,9 балла из 7 возможных. На постсоветском пространстве нас опередили Азербайджан, Литва, Эстония, Таджикистан, Грузия , Армения и Латвия. Еще обиднее – что впереди маячат Бенин, Бурунди, Либерия, Сьерра-Леоне, Уганда, Танзания, Замбия, Кабо-Верде и т. п.
Слегка успокаивает, что мы обошли Казахстан, Киргизию, Молдавию и Украина (130-е место!).
Впрочем, международные эксперты берут в расчет, как правило, федеральные трассы – а они где-нибудь в Якутии способны и впрямь опустить страну на дно рейтинга. А вот в муниципальный сектор эксперты соваться не рискуют. Видно, побаиваются разбить подвеску своей экспертной машины. Напрасно. Скорее уж «тенденцию к улучшению» можно увидеть именно здесь.