2024-11-24

Асфальт в разрезе: ремонт воронежских дорог выполнен на треть, причем без применения «вторсырья»

Кажется, у нас образовались излишки асфальтного вторсырья. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) распространило в СМИ сообщение что с 1 июня в разрешено делать дорожное покрытие с добавлением пользовавшегося асфальта. Такую возможность предусматривает «предварительный национальный стандарт», определяющий требования к асфальтобетону и нормы его применения. 

Кажется, у нас образовались излишки асфальтного вторсырья. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) распространило в СМИ сообщение, что с 1 июня разрешено делать дорожное покрытие с добавлением использовавшегося асфальта. Такую возможность предусматривает «предварительный национальный стандарт», определяющий требования к асфальтобетону и нормы его применения. Он будет действовать с 1 июня 2018 года по 1 июня 2019 года.

Сколько ни  изучаем мы проблемы дорожного  ремонта, а с такой формулировкой  сталкиваемся впервые: предварительный, да к тому же временный, но  стандарт!

Свечная экономия

Надо сказать, применение вторичного асфальтобетона – давняя практика для российских дорожников, но раньше крошку  можно было использовать только для основания дорожной одежды, а теперь эта технология будет разрешена и для верхних слоев, правда, не на всех дорогах.  На  дорогах со слабой интенсивностью движения «предварительный  стандарт» разрешает применять  20% вторсырья, на малоинтенсивных  без ограничений. На сверхинтенсивных магистралях, например на М-4, такая технология запрещена.

Таким образом,  хотя бы на второстепенных улицах  воронежские подрядчики  получили  законную возможность сыпать старую крошку в новую бетонную смесь и понемногу экономить на дорремонте.

 В рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги»  это, по крайней мере, в нынешнем сезоне, невозможно, – пояснил «Горкому36» представитель одной из  подрядных организаций. – Все технологии  прописаны  в договорах подряда и  контролируются  множеством контролеров, в том числе лабораторно. Даже  если заказчик отменит технологические требования, не факт, что мы начнем класть крошку  в дорогую щебеночно-мастичную смесь: ведь останется  условие пятилетней гарантии, которую не обеспечит комбинированная смесь.

«Предварительно, но временно»

В мэрии Воронежа  рассказали «Горкому36», что в последние пару лет в ходе реализации федеральной дорожной программы  образуются беспрецедентно большие – в тысячи тонн – объемы асфальтного среза, но они все, чаще всего "с колес",  идут по заявкам жителей на организацию временного покрытия и  латания  ям  в частном секторе, во дворах, межквартальных проездах, на автостоянках – мера, позволяющая дотянуть  до настоящего  ремонта. Как это, например, было с улицей Одесской в Ленинском районе:  в прошлом году по просьбе  местных жителей  ее «рихтовали» срезом, в этом году на месте уже разбитого в прах временного покрытия  кладут настоящий  асфальт.

А вот, например, сделанная  из среза  стояночная площадка Центрального парка при въезде со стороны ул. Ипподромной исправно, без видимых признаков разрушений служит второй сезон. Впрочем, и нагрузки там пока минимальны.

 В этом  есть простая логика,  прокомментировала пресс-служба городской администрации.  В прошлом году, на старте программы «Безопасные и качественные дороги»,  первоочередному ремонту подверглись магистральные улицы.  В нынешнем году  полноценно ремонтируются улицы дальних микрорайонов  и даже  частный сектор городского центра. Например, улица Есенина, наполовину вообще не знавшая асфальта, улица Вокзальная – с аналогичной проблемой.

ночной ремонт.jpg

Помимо  высшего технологического достижения воронежских дорожников  щебеночно-мастичного покрытия  с 5-летней гарантией, в Воронеже  используют технологии  обычного  асфальтобетона (в том же частном секторе, при ремонте "дорожными картами"), а также струйно-инъекционный метод – для экстренного латания ям и щелей. Ни одна технология не предполагает использования б/у асфальта.

струйно.jpg

карты.jpg

Бесценно – потому что цены нет

Асфальтный срез формально ничего не стоит – это для Воронежа  отходы производства. Тем не менее  районные управы  его складируют, ведут учет  приходу-уходу, а  уличные активисты контролируют расход на местах.

И остается только ломать голову, откуда в Сети столько объявлений о продаже асфальтного среза – от 400 до 800 рублей за тонну, который предлагают разного рода ИП и ООО, никогда не имевшие отношения к городскому дорремонту. Можно даже встретить формулировку "Асфальный срез от производителя". Одно из двух: либо  это срез с частных территорий, либо  между  фрезеровщиком асфальта и  складом комбината благоустройства существуют  серьезные каналы утечки «бесценного» сырья.  В любом случае никого еще  в истории Воронежа не наказали за торговлю мусором.

В этом году  в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» полное обновление получат 100 улиц Воронежа. Объем работ нынешнего сезона, по данным на 5 июня, выполнен практически на треть – на 31%.

В тему

Между тем  обнародован очередной  рейтинг стран по качеству дорог Global Competitiveness Index, ежегодно составляемый экспертами Всемирного экономического форума. Его данные заставляют задуматься. По итогам 2018-го РФ заняла то же  114-е место из 137, что и годом ранее, несмотря на миллиардные вливания в дорожный сектор.

При этом по каким-то неуловимым признакам эксперты отмечают, что дороги на территории РФ «имеют  тенденцию к улучшению», цитируют "Ведомости".

Отечественные дороги в новом рейтинге получили оценку 2,9 балла из  7 возможных. На постсоветском пространстве нас опередили Азербайджан, Литва, Эстония, Таджикистан, Грузия , Армения  и Латвия. Еще обиднее  что впереди маячат  Бенин, Бурунди, Либерия, Сьерра-Леоне, Уганда, Танзания, Замбия, Кабо-Верде и т. п.

Слегка успокаивает, что мы обошли  Казахстан, Киргизию, Молдавию и  Украина (130-е место!).

Впрочем, международные эксперты берут в расчет, как правило,  федеральные трассы – а они где-нибудь в Якутии способны и впрямь опустить страну на дно рейтинга. А вот в муниципальный сектор   эксперты соваться не рискуют. Видно, побаиваются разбить подвеску  своей экспертной машины.  Напрасно. Скорее уж  «тенденцию к улучшению» можно увидеть именно здесь.