2024-12-16

Артисты воронежского ТЮЗа не позволили злодеям украсть Новый год

Артисты воронежского ТЮЗа не позволили злодеям украсть Новый год
Добрую новогоднюю историю воплотил на сцене Театра юного зрителя худрук Евгений Кочетков. Он обратился к сказке, которую, пожалуй, еще никогда не ставили на местной сцене – «Часовщик». Это рассказ о хранителе времени и его помощнике Максиме, которые противостоят злодеям, пытающимся изменить привычный ход вещей.

Если вы смотрели мультфильмы о компьютерных играх и существовании внутри них, например «Ральф», то слышали, как коротят микросхемы, когда что-то идет не по запрограммированному сценарию. Таким звучанием наполнен и спектакль Евгения Кочеткова, что создает атмосферу напряжения и предстоящей опасности. Сам мир вокруг становится вдруг одним большим часовым механизмом, а ход времени злодеи хотят пустить вспять. Но такие игры опасны. Не случайно, пожалуй, создатели выбирают иногда мелодии, напоминающие танго. А что, если «танцы» со временем с полным погружением приведут к потере себя? Так и происходит: сторонница Старого года, который не хочет уходить, обращается в снежную бабу.

Тут и человеческие пороки в людском обличье – Лень, Забывчивость и Ложь; и история взросления одного подростка; и противостояние злу и коварству. Впрочем, философский подтекст здесь как будто вовсе не в спасении Нового года, а в воспитании нового хранителя, формировании ответственности и понимания истинных ценностей. Например, ценности семьи и дружбы. Поэтому режиссер «рисует» для зрителя уютную зиму: артисты в массовых сценах выступают в вязаных шапках, мягких свитерах, в тепленьких угги.

При этом те же массовые сцены, как будто отрывки из другого спектакля, выглядят здесь перебивками между главным, однако создают киноэффект и работают на клиповое сознание. Невероятно притягательна и задорна в этих массовых сценах актриса Анастасия Бондарь: ей веришь. И веришь, что чудо случится. И веришь, что Новый год придет. И веришь, что она верит.

Что касается вокального исполнения – а «Часовщик» все-таки мюзикл – то равных тут нет актрисе Алине Бачуриной. В постановке она и есть Время, которое персонифицируется в образе девочки Яны, а потом и внучки часовщика. Давно зрители не видели Алину без скрипки (она играет на инструменте в некоторых спектаклях ТЮЗа), и кажется, что в этом спектакле ей явно ее не хватало. Не хватало чего-то, что помогло бы усилить драматический образ. Роль, за исключением вокальных партий, исполнена не идеально, хотя и весьма достойно. Можете счесть это за придирку, но Время – это стержневой образ, а в нем не хватило нерва – легкого ощущения сотворения волшебства. Ведь секунда, подаренная Максиму Яной – не что иное, как новогоднее чудо.

К тому же, несмотря на явное желание убрать «четвертую стену», максимально приблизившись к зрителю с помощью интерактива и переноса отдельных сцен прямо в зрительный зал, погружения не случилось: мы оставались сторонними наблюдателями. Даже в сцене прощания Максима и Яны, когда прозрачная ширма, дополненная световыми решениями, делит сцену пополам, демонстрируя разницу пространств, в которых каждому из них приходится жить. Хотя это, пожалуй, самая красивая и сильная сцена в спектакле.

Впрочем, несмотря на недостатки, постановка Евгения Кочеткова – современная и неординарная новогодняя история. И большой плюс можно поставить за смелость создавать мюзиклы, тогда как во всей стране лишь немногие театры рискуют развивать этот жанр. К тому же любые недочеты режиссеры видят острее самых придирчивых зрителей и оттачивают свои спектакли, пока они идут на сцене. «Часовщик» будет включен в репертуар Театра юного зрителя.

P. S. Автором музыки и либретто к спектаклю выступил известный композитор, член Союза композиторов России Игорь Зубков. В соавторстве с Максимом Артемьевым он написал пьесу о дружбе, добрых и злых волшебниках и о проблеме времени.

В спектакле заняты заслуженный артист России Александр Новиков, заслуженные артисты Воронежской области Сергей Смирнов, Михаил Кривов и Екатерина Тоборовец, актеры Мария Малишевская, Роман Лютиков и другие.

Ирина ЛАЗАРЕВА. Фото Алисы Ермаковой