Если вы смотрели мультфильмы о компьютерных играх и существовании внутри них, например «Ральф», то слышали, как коротят микросхемы, когда что-то идет не по запрограммированному сценарию. Таким звучанием наполнен и спектакль Евгения Кочеткова, что создает атмосферу напряжения и предстоящей опасности. Сам мир вокруг становится вдруг одним большим часовым механизмом, а ход времени злодеи хотят пустить вспять. Но такие игры опасны. Не случайно, пожалуй, создатели выбирают иногда мелодии, напоминающие танго. А что, если «танцы» со временем с полным погружением приведут к потере себя? Так и происходит: сторонница Старого года, который не хочет уходить, обращается в снежную бабу.
Тут и человеческие пороки в людском обличье – Лень, Забывчивость и Ложь; и история взросления одного подростка; и противостояние злу и коварству. Впрочем, философский подтекст здесь как будто вовсе не в спасении Нового года, а в воспитании нового хранителя, формировании ответственности и понимания истинных ценностей. Например, ценности семьи и дружбы. Поэтому режиссер «рисует» для зрителя уютную зиму: артисты в массовых сценах выступают в вязаных шапках, мягких свитерах, в тепленьких угги.
При этом те же массовые сцены, как будто отрывки из другого спектакля, выглядят здесь перебивками между главным, однако создают киноэффект и работают на клиповое сознание. Невероятно притягательна и задорна в этих массовых сценах актриса Анастасия Бондарь: ей веришь. И веришь, что чудо случится. И веришь, что Новый год придет. И веришь, что она верит.
Что касается вокального исполнения – а «Часовщик» все-таки мюзикл – то равных тут нет актрисе Алине Бачуриной. В постановке она и есть Время, которое персонифицируется в образе девочки Яны, а потом и внучки часовщика. Давно зрители не видели Алину без скрипки (она играет на инструменте в некоторых спектаклях ТЮЗа), и кажется, что в этом спектакле ей явно ее не хватало. Не хватало чего-то, что помогло бы усилить драматический образ. Роль, за исключением вокальных партий, исполнена не идеально, хотя и весьма достойно. Можете счесть это за придирку, но Время – это стержневой образ, а в нем не хватило нерва – легкого ощущения сотворения волшебства. Ведь секунда, подаренная Максиму Яной – не что иное, как новогоднее чудо.
К тому же, несмотря на явное желание убрать «четвертую стену», максимально приблизившись к зрителю с помощью интерактива и переноса отдельных сцен прямо в зрительный зал, погружения не случилось: мы оставались сторонними наблюдателями. Даже в сцене прощания Максима и Яны, когда прозрачная ширма, дополненная световыми решениями, делит сцену пополам, демонстрируя разницу пространств, в которых каждому из них приходится жить. Хотя это, пожалуй, самая красивая и сильная сцена в спектакле.
Впрочем, несмотря на недостатки, постановка Евгения Кочеткова – современная и неординарная новогодняя история. И большой плюс можно поставить за смелость создавать мюзиклы, тогда как во всей стране лишь немногие театры рискуют развивать этот жанр. К тому же любые недочеты режиссеры видят острее самых придирчивых зрителей и оттачивают свои спектакли, пока они идут на сцене. «Часовщик» будет включен в репертуар Театра юного зрителя.
P. S. Автором музыки и либретто к спектаклю выступил известный композитор, член Союза композиторов России Игорь Зубков. В соавторстве с Максимом Артемьевым он написал пьесу о дружбе, добрых и злых волшебниках и о проблеме времени.
В спектакле заняты заслуженный артист России Александр Новиков, заслуженные артисты Воронежской области Сергей Смирнов, Михаил Кривов и Екатерина Тоборовец, актеры Мария Малишевская, Роман Лютиков и другие.
Ирина ЛАЗАРЕВА. Фото Алисы Ермаковой