Не нужно быть многомудрым оракулом, чтобы предсказать: еще несколько дней – по 14 июня включительно – адрес проспект Революции, 39б останется одним из самых популярных у фестивального зрителя.
Особенно – молодого; как и год назад, старое здание типографии газеты «Коммуна», где расположился арт-центр Платоновфеста, предложило ценителям искусства, литературы и кино обширную программу, интерес к которой – прогнозировался и оправдался.
Реконструкция Эйзенштейна
Правда, в первый день работы «Коммуны» показалось, что прошлогоднего паломничества там не будет: народу на открытие четырех (сразу!) выставок пришло не так, чтобы яблоку негде упасть. Однако практически каждое из событий арт-центра в последующие фестивальные дни обеспечивало и обеспечивать продолжает солидную зрительскую аудиторию, причем – очень благодарную; люди, кроме всего прочего, оценили то, что все, за единственным исключением, мероприятия «Коммуны» – бесплатные для посещения.
Но – по порядку. Выставка «Незавершенный Эйзенштейн» – стендовая реконструкция замысла фильма Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!» – размещена по центру площадки: в так называемом большом зале. Это художественно, со стильным лаконизмом оформленная «нарезка» кадров незаконченной картины знаменитого режиссера. Плюс – моменты рабочего процесса съемок и копии рисунков мастера. Интересно, как всякая документалистика: «правда жизни» называется.
Презентовал выставку Наум Клейман – историк кино, директор «Эйзенштейн-Центра», главный редактор журнала «Киноведческие записки». Экспозицию он составил лично – специально для Платоновского фестиваля. А про фильм «Да здравствует Мексика!» сказал, что из этой неслучившейся ленты мог бы получиться шедевр мирового кино. Судя даже по тому материалу, который до нас дошел, пережив несколько редакций монтажа.
Второй этаж
Весьма любопытен масштабный проект «Практики взросления. Тотальная инсталляция» в авторстве художника Александра Шишкина-Хокусая. Фанерные фигурки людей и животных – без малого две сотни – рассредоточились по второму этажу «Коммуны»; этот прием – ноу-хау арт-центра, на прошлом фестивале освоившего только первый этаж старой типографии.
В итоге получилось отчасти театрализованное, местами шокирующее (чего стоит «повешенная» лошадь!) представление – со своими яркими мизансценами, внешней и внутренней драматургией, густым метафоричным языком. Что неудивительно: Шишкин-Хокусай – художник именно театральный. И свои нетривиальные замыслы воплощает в сценических интерьерах, находя и конструируя их, видимо, везде и всюду.
– Речь здесь идет о неокрепших душах, – пояснил автор инсталляции идею произведения. – О формировании личности, ее взаимоотношениях с различными структурами – архитектурой, образовательными институтами, религией. Особенности помещения с его лабиринтами позволяют трактовать это место как пространство школы и даже государства.
Отсюда и аллюзии: от частностей (та самая отдельно взятая личность, как бы ищущая точку опоры в нашем безумном и яростном мире) – к вариативным обобщениям (реакция коллектива таких личностей на происходящее вокруг и около – больная, недоуменная, всякая). Тема – платоновская, безусловно.
С ног на голову
Довольно мощно прозвучал еще один проект, напрямую отсылающий к Андрею Платонову – фотовыставка Алексея Бычкова «Сокровенный». Экспонаты – эффектные, эстетически выверенные, но, главное, не случайно выстроенные в неслучайный ряд. Человек наедине с собой и Вечностью; думается, «успех предприятия» в значительной степени обусловлен грамотным выбором натуры. Моделью, кто не узнал, выступил актер Камерного театра Борис Голощапов – мне кажется, это одна из самых запоминающихся его ролей.
Буквально моноспектакль получился, мгновения которого запечатлены зорким глазком камеры: громадные, едва ли не от пола до потолка фотографии со всей однозначностью отсылают к размышлениям о «платоновском человеке». В помощь – свет, выстроенный по театральным законам, и звуковое сопровождение, которое музыкальным назвать трудно: шум камнепада, завывания ветра и т.п.
За отдельным входом в отдельный же уголок первого этажа – своеобразный кинозал на 50 мест. Вместо стандартных стульев – черные кресла-«груши» перед белым экраном; здесь показывают видеоинсталляцию «Перевернутый мир» российской арт-группы AES+F. Один из ее основателей, Евгений Святский, пояснил, что авторы сего творения попытались адаптировать традицию, оформившуюся в XVI веке, к современным реалиям.
– В Средневековье в Европе появились гравюры под названием «Глупость человеческая, или перевернутый мир». Там изображались «перевернутые» сюжеты: рыба ловит рыбака, свинья пожирает человека, ученики секут учителя. То есть жертва и палач, человек и животное и т.д. меняются традиционными ролями.
Видеосеансы длительностью 40 минут про переосмысление «перевернутого мира» идут раз в час. Исключение – промежутки времени, когда в большом зале демонстрируются фильмы проекта «Незавершенный Эйзенштейн».