2025-12-05

Армянские хореографы и русский звонарь рассказали в Воронеже о роли искусства в укреплении народного единства

Армянские хореографы и русский звонарь рассказали в Воронеже о роли искусства в укреплении народного единства
Укреплению межнациональных отношений в регионе и профилактике экстремизма в молодёжной среде была посвящена встреча воронежцев разных возрастов, профессий и национальностей в модельной библиотеке № 32 имени Г.Н. Троепольского в преддверии Дня народного единства и большого церковного праздника Казанской иконы 4 ноября.

Героем этого познавательного интерактивного события стал армянский композитор, музыковед, фольклорист, певец, а также священнослужитель Согомон Согомонян, известный в мире как Комитас.

Инициатором встречи выступила областная армянская община – самое многочисленная из всех национальных объединений региона и ее представитель директор Школы хореографического искусства и художественного творчества «Комитас» Вергине Заргарян. Она поблагодарила коллектив библиотеки за возможность провести такую встречу и передала в библиотечный фонд поэтическую антологию выдающегося сына армянского народа.

О роли личности в истории народов

Выпускница Школы хореографического искусства Элен Амбарцумян и сотрудница модельной библиотеки Лилия Кузьмина познакомили гостей с трагической судьбой Комитаса. Родившись в Османской империи и рано осиротев, Согомон окончил Духовную семинарию и принял сан священника. Обладавший прекрасным голосом, он будучи учителем музыки в семинарии, начал обрабатывать армянские песни. Глубоко изучал их, создав самые первые исследования об армянской церковной музыке. Встреча с композитором Макаром Екмаляном круто меняет жизнь Комитаса, который продолжает свою учёбу в Европе.

Международное общество приглашает Комитаса читать лекции об армянской музыке. Композитор был большим просветителем и подвижником искусства, выступая в самых разных уголках мира. А в Доме музыки «Командингер» в Стамбуле существовала группа выдающихся музыкантов того времени. Однажды там появились два молодых музыканта, играющие на гармонике. С годами для всех стало обычным явлением, когда русские гармонисты время от времени пели и танцевали вместе в кабинете Комитаса, который, сидя за роялем, внимательно следил за их песнями.

В 1915 году власти Османской империи провели аресты представителей армянской интеллигенции. В числе арестованных оказался и Комитас. Однако на этом страдания композитора не закончились. Вернувшись в Константинополь, он обнаружил свой дом разграбленным, архив был уничтожен. Трагическая судьба Комитаса нашла отражение в его творчестве, проникновенном и заставляющем сопереживать. В России хорошо помнят и бережно чтут наследие выдающегося композитора. И не случайно. Комитас всегда призывал серьезно относиться к русской музыке, и особенно к русским народным песням, видя в основе произведений – широкую русскую душу.

О хрупкости культуры и силе одного

Музыкальной иллюстрацией к этому рассказу ведущих стало исполнение участницей образцового коллектива «Школа хореографического искусства и художественного творчества «Комитас» Дианы Мартиросян красивой мелодии армянского женского танца «Шушики», записанной и обработанной Комитасом для фортепиано.

Регент Никольского храма звонарь Олег Бадерников познакомил гостей библиотеки с малоизвестными страницами жизни композитора. Подобно Глинке в России, Комитас создал национальный стиль и язык армянской классической музыки. Живя в Париже, армянский гений общался и с русскими композиторами, оказавшимися в эмиграции.

Настоящим подарком для гостей вечера стало исполнение духовной музыки хором Никольского храма под руководством Олега Витальевича, мелодии покорили зрителей, тронув души и сердца собравшихся.

Почетным гостем мероприятия стал основатель и художественный руководитель школы «Комитас» Саркис Акопян, сказавший теплые слова о Комитасе, роли искусства в сближении народов России и важности исторической памяти.

- История Комитаса – это разговор о хрупкости культуры и силе одного человека, который попытался ее удержать. Это разговор о ментальном здоровье и цене, которую платят те, кто чувствует слишком остро. Его музыка, его наследие – это призыв к уважению: к истории, к культуре друг друга, к памяти. Он собирал голоса, чтобы они не смолкли. Наша задача – их услышать, - так в завершении встречи сказала Элен Амбарцумян.