Если мы соглашаемся с тем, что музыка снижает уровень стресса, то почему же она не способна решить проблемы ЖКТ? Может ли музыка способствовать общему оздоровлению пациента?
Изучить влияние мелодии на человеческий организм взялись ученые Воронежского государственного университета инженерных технологий под руководством профессора РАН, доктора химических наук Татьяны Кучменко, вдохновленные идеей известного российско-швейцарского арфиста Александра Болдачева. Первый эксперимент с фокус-группой уже состоялся.
В лабораторных условиях
В планах лауреата многочисленных международных конкурсов Александра Болдачева – запись альбома с музыкой для медицинских и оздоровительных учреждений. Там, по его наблюдениям, всегда звучат случайные мелодии, которые не помогают пациенту в главном – они не способствуют скорейшему выздоровлению. А вот арфа – подходящий для этого инструмент, поэтому Болдачев решил записать авторский альбом, в который поместит самые действенные произведения.
– Идея проследить эту взаимосвязь музыки и здоровья зрела давно. Все началось с изучения биографий арфистов. Если мы их посмотрим, то заметим, что у всех была большая продолжительность жизни, в каком бы веке они ни жили. Это меня мотивировало на изучение влияния звуков арфы на организм человека, – рассказал Александр Болдачев.
Участвует в научном эксперименте он впервые. Эффект от музыки исследуют лабораторным способом с помощью разработанного ВГУИТ «электронного носа» – биосканера, предназначенного для ранней диагностики заболеваний. Такое портативное устройство в считаные минуты «сканирует» состояние организма по нескольким параметрам: показывает уровень энергии, стресса, счастья, проблемы ЖКТ, скрытые воспаления, сердечные ритмы и т. д. Аналогов этому прибору нет в мире, воронежские ученые трудились над уникальным изобретением 25 лет.
На первой фокус-группе (а их планируют несколько) Александр Болдачев сыграл испытуемым три произведения – два из них собственного сочинения с элементами импровизации, третье – культовый гимн, написанный специально для сирийской арфы 3,5 тыс. лет назад.
– Нередко в разных исследованиях обращаются к классическим произведениям, написанным сто, двести, триста лет назад. Но, на мой взгляд, это нарушает чистоту эксперимента. Как бы то ни было, мы интерпретируем эти сочинения, значит, это нельзя считать адекватным общением автора и зрителя. Выбирая музыку для проекта, я исходил именно из этого, а потому предложил простые импровизации для расслабления и успокоения, и на контрасте – старинное культовое сочинение. Также звучали мотивы, основанные на фольклоре. Они, как мне показалось, были самими сильными по ощущениям, – поделился впечатлениями музыкант.
Объективная картина
Пока звучала музыка, Татьяна Кучменко проводила замеры. Внутри электронного носа-диагноста находятся сенсоры, на которые нанесены наноструктурированные покрытия, улавливающие и анализирующие легколетучие соединения, выделяемые кожей человека. Прислоняешь нос-диагност к коже – и все показатели визуализируются на экране компьютера в виде графиков и диаграмм.
– Музыка запускает психоэмоциональные реакции, и мы видим отклик тела, который фиксируют наши сканеры. Мы решили, что будем подбирать музыку для исследования таким образом, чтобы вызвать у участников разные чувства и ощущения. Это мы и наблюдали: первая композиция успокаивала, вторая – вызывала спазмы. Что-то я могу видеть сразу, без глубокой обработки результатов, так как провела уже 17 тысяч разных измерений, – рассказала Кучменко.
Прибор очень подходит для подобных исследований, так как помогает в считаные минуты зафиксировать нужные показатели, пояснили ученые. Дело в том, что музыка – это очень быстрые состояния, и уловить, как какая мелодия влияет на организм, можно только в процессе. Замеры на этой фокус-группе проводились во время исполнения и в течение пяти-семи минут после. Так можно получить наиболее объективную картину.
Татьяну Кучменко, которая уже в течение года изучала влияние музыки на организм, обращаясь к произведениям Баха и Вивальди, и Александра Болдачева познакомила воронежский журналист Кристина Штерн, которая тоже стала участницей эксперимента.
– С обоими я познакомилась на репортажах. Во время интервью Александр обмолвился, что его интересует эта тема, и я поняла, что можно соединить науку и искусство в таком необычном эксперименте. Я познакомила Татьяну Анатольевну и Александра, и в течение новогодних каникул они готовились к совместному эксперименту, – рассказала Кристина Штерн. – Мне приятно, что я выступила связующим звеном в этой встрече и сама стала участницей эксперимента. Мои ощущения совпали с теми, что показывал прибор.
Первый альбом с расслабляющим и успокаивающим эффектом Александр Болдачев планирует выпустить уже в 2022 году, а исследования с воронежскими учеными продолжатся и потом, чтобы последующие записи были еще более точными.
– Когда музыка не выходит из филармонии, она не доходит до людей. Ее нет там, где она людям нужна. Мое убеждение, что не человек должен искать музыку, а музыка должна искать человека, – говорит арфист.
СПРАВКА
Александр Болдачев – арфист, композитор и педагог. Родился в семье профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Ирины Шараповой и философа, футуролога Александра Болдачева. Начальное музыкальное образование получил в Санкт-Петербургском музыкальном лицее при Санкт-Петербургской консерватории по классу арфы (Карина Малеева) и композиции (Светлана Лаврова). Выпускник Цюрихской высшей школы музыки.
Концертную деятельность начал в пять лет, тогда же сочинил свои первые композиторские опусы. Для 6-летнего арфиста композитор Сергей Слонимский написал «Рождественские звоны», которые юный музыкант исполнил на рождественском фестивале в Санкт-Петербурге. В восемь лет концертом с государственным оркестром Литвы началась его международная карьера. Лауреат международных конкурсов, обладатель наград в области культуры.
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото автора