2024-11-25

Андрей Марков: «Не критикуют тех, кто ничего не делает»

Воронежский депутат Госдумы – об особенностях грядущих выборов в парламент

Воронежский депутат Госдумы – об особенностях грядущих выборов в парламент

Мы уже рассказывали об итогах праймериз «Единой России» по отбору кандидатов на предстоящих выборах в Государственную Думу. Одним из победителей предварительного голосования стал депутат от Павловского округа Андрей Марков. Только вот в этих праймериз в Павловском округе участвовал вице-спикер Алексей Гордеев, а сам Марков первенствовал в Аннинском округе. В который, между прочим, входит и Коминтерновский район Воронежа. С темы праймериз мы и начали беседу с Андреем Марковым.

 Вы поменяли избирательный округ – Павловский на Аннинский. Почему это произошло? Как вообще принимаются такие решения?

 Тут все просто: есть партийная дисциплина. И когда поступило предложение о смене округа, я не стал возражать.

 Пять лет назад вы баллотировались исключительно от сельских территорий области. А в Аннинский округ входит большая часть Воронежа – Коминтерновский район. В связи с этим ваша выборная стратегия изменится?

 Стратегия – нет.

 А тактика?

 Выборная кампания  вне зависимости от места проведения  и вообще депутатская деятельность подразумевают активную работу с людьми. Да, в городе проблемы избирателя немного другие: больше вопросов к ЖКХ, качеству общественного транспорта и так далее. Но разница между городским и сельским избирателем не настолько принципиальна, чтобы влиять на суть депутатской работы. То есть проблемы как будто разные, но решать их надо одними методами.

 Касательно решения проблем – что бы вы сказали избирателю из Павловского округа, если бы он спросил: а что, уважаемый депутат, ты сделал для меня за те пять лет, что был моим депутатом?

 Начинать ответ, наверное, следует с больших решений.

 Как угодно.

 Я – член фракции «Единая Россия», поэтому все то, что было принято Государственной Думой, было принято и мной в том числе. Включая все самые сложные решения – вплоть до пенсионной реформы. Эти решения не самые, конечно, популярные, но они направлены на то, чтобы удержать экономическую ситуацию в стране, и кто-то их должен был принимать, беря тем самым ответственность на себя. Вспомните, сколько было копий сломано вокруг монетизации льгот. Но этот шаг был необходим, потому что объем льгот, которые надо было выплачивать людям, превышал бюджет страны в шесть раз.

 Но ведь люди не сами себе эти льготы назначили.

 Это другой вопрос, он как раз об ответственности власти. Но из-за тех льгот страна фактически пришла к дефолту. Да, такие решения – неприятные, сложные, но необходимые. Но Дума принимает и другие решения – те, которые направлены на улучшение жизни самого обыкновенного гражданина: материнский капитал, социальные выплаты, детские пособия, льготная ипотека, поддержка в период пандемии. По моим впечатлениям от встреч с избирателями, люди о многих, полагающихся им мерах поддержки просто не знают.

 Таким образом мы возвращаемся к ответу на вопрос условного павловского избирателя.

 Сейчас, закончу с «большими решениями»: я, как и другие коллеги, предлагаю законопроекты и поправки к законам; таких инициатив у меня за пять лет было под 200. Из них примерно третья часть были приняты, что, на мой взгляд, довольно результативно.

Теперь спускаемся уровнем ниже. Откуда шли мои инициативы – из округа. От постоянных встреч с людьми, в том числе с местными администрациями, районными и сельскими депутатами. Поскольку иначе суть проблемы не узнаешь. Никуда не денешься: разрыв между представлениями о жизни, сложившимися в верхних эшелонах власти, и действительной жизнью в тех же сельских районах существует. Одну из своих задач вижу в преодолении этого разрыва. Для этого, в сущности, и нужны депутаты – чтобы привозить в Москву эмоцию людскую и предложения по улучшению жизни.

Отвечая на вопрос избирателя, нельзя не сказать о взаимодействии депутата с губернатором и правительством области. Исполнительная власть формирует программы по строительству и ремонту объектов. И депутаты Госдумы занимаются лоббированием интересов своих территорий при формировании бюджета. Этим я тоже активно занимался.

И избирателю из Павловского округа могу перечислить ряд объектов, которые состоялись в том числе с моим участием. Например, капитальный ремонт Подгоренской райбольницы. Или ремонты школ. В Воробьевском районе, к примеру, удалось найти 17 млн рублей для ремонта школы. В Россошанской школе № 2 просили заменить хотя бы окна и сделать фасад, а нам удалось добиться полного ремонта учреждения. В Каменке вторая школа была в аварийном состоянии – требовали, добивались, и в этом году ремонт завершается. В Кантемировке хотели закрыть колледж. К нам обращались и родители учащихся, и сотрудники, и администрация. Удалось быстро доказать, что колледж нужен, и его сохранили. Детский сад в Монастырщине Богучарского района начали строить. К нам обращались жители, убеждали в его необходимости, удалось добиться начала строительства. В Таловой достроили стадион. Там же возводится Дом культуры по программе комплексного развития сельских территорий. Новые стадионы в этом году появятся в Верхнем Мамоне и Подгоренском, в Воробьевке и Петропавловке они уже в строю. И таких примеров много. Я уж не говорю о ФАПах, сельских ДК. С другой стороны, есть очень сложные объекты, которые включены в адресную инвестиционную программу, но пока еще не строятся: например, Бутурлиновская ЦРБ.

Вот такая важная часть депутатской работы. Понятно, что это бюджет, при распределении которого всегда возникает вопрос приоритетности целей. И понятно, что это не личные достижения, а результат взаимодействия многих людей, от кого зависит решение. Губернатор Александр Гусев постоянно ставит вопрос о том, чтобы на местах определялись с приоритетами. И задача депутата в том и состоит, чтобы доказать приоритетность строительства или ремонта тех объектов, о которых говорят его избиратели.

 По объектам ваш список выглядит внушительно.

 Всегда кажется, что можно сделать больше. Но есть еще один аспект моей депутатской работы, о котором я бы рассказал избирателю из Павловского округа,  это приемы людей с конкретными проблемами. Для меня такая форма важна: так можно понять, где и что не работает из принятых нами законов. И очень приятно, когда удается решить проблему, с которой к тебе пришли, потому что это помогает восстанавливать справедливость. Большинство из тех, кто обращается к депутату,  обращается из-за несправедливости.

– А бывает, что законодательная инициатива рождается в ходе приема?

 И такое возможно. К нам обратился молодой человек – сирота. Ему ресурсоснабжающая организация насчитала долг за квартиру, когда он служил в армии. Судебные приставы арестовали его счета, и он лишился всех средств, а ведь все его деньги – это государственное пособие, полагающееся ему по статусу. Во-первых, его проблему мы решили, что называется, на месте. А во-вторых, вместе с коллегами подготовили законодательную инициативу, которая была принята. И теперь никто не имеет права списывать средства, которые были начислены как социальные пособия.

 В Аннинский округ, входит и знаменитый Аннинский район, который на выборах, как правило, показывает феноменальные результаты и по явке, и по итогам голосования. Вас этот момент не смущает?

 Я понимаю смысл вопроса, но у меня ведь могут быть свои впечатления?

 Разумеется.

 Я уже проехал все районы нового округа, и в Аннинском тоже встречался с людьми – и с управленцами, и с общественниками. Часа полтора-два разговаривали, и мне показалось, что мы общий язык с ними нашли. Все думают, что в Анне все заорганизованно – мне так не показалось: люди выступали откровенно, задавали резкие вопросы, не всегда приятные. Никто там проблем не замалчивает. Мне эта встреча понравилась. А что дальше будет – ну кто ж может сказать.

 Какие политические силы вы считаете главными конкурентами для вашей партии на выборах в Госдуму?

 Об этом можно говорить только умозрительно, в порядке прогноза. Я думаю, что по итогам в Думу пройдут четыре, может быть, пять партий.

 Четыре – понятно, нынешние, а пятая?

 Я не знаю. Может быть, это будут «Новые люди», например, которые в прошлом году в ряде регионов показали хороший результат на местных выборах. И сейчас они уже ведут активную агитацию наряду с парламентскими партиями.

 И в Воронеже тоже?

 Конечно, это видно. Они и сторонников находят, по-моему. Но я не очень, признаюсь, слежу за другими. Моя задача – отработать свою повестку и повестку нашей партии. Во всяком случае, я точно не собираюсь строить кампанию на отрицании, не буду агитировать против кого-то, буду говорить о том, что предлагает «Единая Россия» и о своих задачах.

 Как думаете, эта кампания будет отличаться от предыдущей? Изменились ли умонастроения избирателей за пять лет прошедших?

 Если говорить только о Воронеже, то я вижу, что здесь интерес к выборам последовательно снижается. Но надо сделать скидку на то, что речь идет о местных выборах. Федеральные кампании всегда вызывают повышенный интерес, они для людей более привлекательны. В Воронеже стабильно интерес к федеральным выборам испытывает примерно треть избирателей, что, по-моему, очень неплохо. Критический настрой у людей, конечно, также вырос. Но это значит, что надо активнее и лучше работать, ведь не критикуют только тех, кто ничего не делает.

 Выборные кампании  дело затратное, как известно. В какую сумму для кандидата в Воронежской области может вылиться участие в выборах в Госдуму, по вашим оценкам?

 По-моему, в гораздо меньшую, чем себе представляют и пишут некоторые наблюдатели и как бы политические аналитики. Будет открыт избирательный счет – посмотрим, сколько там окажется денег.

 У счета есть свой потолок.

 Этот потолок очень высокий, я его не достигну точно. Сказать, сколько будет стоить кампания, я сейчас не готов, но заверяю, что все средства пройдут через избирательный счет.